Железнодорожные выходные. День вотрой. Станция Тумская — ворота Мещерской магистрали.

Продолжение. Начало здесь.

Проснулся я когда на улице было еще темно. Холодный воздух ужасно дул в спину. Не стоило открывать два окна.
Второй раз проснулся, когда уже на улице было светло. Но солнце пряталось за облаками. Услышал постепенно нарастающий звук приближающегося тепловоза. Но я не успевал собраться чтобы его сфотографировать и проводил его взглядом из теплого спальника. Над кустами промчалась кабина и унеслась, куда-то в сторону торфяных полей. В голове я снова прокручивал этот момент когда тепловоз проезжал мимо лагеря, точнее проезжала только кабина от него… Думал померещилось. Но когда тепловоз проехал обратно я четко видел, что это был тот тепловоз, который стоял в депо, но на нем не было двигателя! А за тепловозом пронеслись души тех самых 48 собак призраков…

Далее + 36 фотографий, в том числе архивные!!!! + 1 очень старая карта + где-то между строк продолжение леденящей души истории.

Мистика? Отнюдь! А что вы хотели? Болото. Болота никогда не притягивали к себе ничего светлого и хорошего. Под боком брошенная станция-призрак. Да и сама УЖД больше мертва, чем жива…
Спать совсем не хотелось. Решил посмотреть кино. Есть у меня такой волшебный диск, который я до конца ни разу не смотрел. Монотонный голос озвучивающий фильм действовал на меня как снотворное. Вот и в этот раз, не просмотрев и половины я уснул. Проснулся через пару часов. Было уже довольно тепло. Солнце весенними лучами нагрело салон машины. Пора было уже вставать. Позавтракав мы выдвинулись в сторону дома, а заодно решили заехать посмотреть вокзал Тумы.

1.

Узкая колея. Даже колея трамвая в Москве шире!
2.

Здесь я бы хотел немного отвлечься от темы поездки о сказать еще пару слов о резине.
Всю дорогу по торфу я проехал на заденем приводе, с давлением в 2,2 атм. Конечно это не полный говнолин, но все таки машина ехала. Иногда подсаживалась, и ехала… вниз, дорываясь до твердого или мерзлого грунта ехала дальше. В общем с выбором я думаю не ошибся.
3.

4.

5.

Благополучно выехали на асфальт и пошуршали в строну дома. Но коли мы были в этих краях, совсем было бы неправильно проехать мимо еще одного любопытного места. Как ни странно, оно так же связано с железной дорогой и небольшим периодом жизни Александра Солженицына.

На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы, по ветке, что ведет к
Мурому и Казани, еще с добрых полгода после того все поезда замедляли свой
ход почти как бы до ощупи. Пассажиры льнули к стеклам, выходили в тамбур:
чинят пути, что ли? Из графика вышел?
Нет. Пройдя переезд, поезд опять набирал скорость, пассажиры
усаживались.
Только машинисты знали и помнили, отчего это все.
Да я.

С этих строк начинается рассказ Александра Солженицына – «Матренин двор».

Полностью рассказ можно прочитать по этой ссылке, а здесь я покажу всего пять фотографии.

Матренин дом. Дом в котором жил Солженицын. Когда мы искали этот дом, спрашивая местных, они его называли — «дом без окон, без дверей».
На просторах интернета я наткнулся на информацию, что тот сруб который стоит сейчас, это всего лишь копия, построенная к приезду Солженицына в 1994 году. Копия не совсем точная, но место расположения точно.
6.

7.

8.

А вот и тот самый переезд. Где развернулись эти драматические события. Сейчас он не действует, постепенно зарастает. Ну и естественно никаких упоминаний о тех событиях здесь нет…
9.

10.

Ну а мы движемся дальше. Станция Тумская.
Станция была построена в 1899 году. На лини узкой колеи Рязань – Владимир. В 1921 году участок от Владимира до Тумы начал подготавливаться к перешивки на широкую колею. Летом 1924 года в Туму прибывает первый ширококолейный паровоз.
С 1924 года станция была стыковочной. С колеи 1520мм на 750 мм. В настоящее время почти ничего не напоминает о том, что здесь раньше была узкоколейка. Хотя почему же? Вот около вокзала, на вечный прикол, поставили подвижной состав, когда то трудившийся на Мещерской магистрали. Кое где в зарослях пожухшей травы можно найти остатки шпал и даже рельсы! Вот в траве небольшой перрон и синяя металлическая табличка, по всей видимости когда то на ней красовалась надпись «ст. Тумская» Пока еще в траве отчетливо прослеживаются следы где были лини УЖД. Но скоро об этом будет мало что напоминать.

11.

12.

13. Архивное фото станции Тума. Пути станции, узкоколейное депо, водонапорная башня, треугольник. Август 1984 года.

Одинокий вагончик все также сиротливо стоит на путях… Кстати замете, какой ширины платформа с которой сделан снимок!
14.

Всего две пары поездов в сутки. А когда-то здесь было оживленное движение… Со временем все меньше и меньше пригородный поезд делает остановок…
15.

16.

17.

18.

19.

А вот интересный пример того, как мирно может уживаться стандартная колея и узкая. Трехручейная линия (смотреть рельсы перед снегоочистителем) .

20.

Вагонное депо, пожарный поезд, и линия, уходившая когда-то в сторону Спас Клепиков.
21.

Депо заброшено и разграблено.
22.

А когда то здесь кипела работа. Но сейчас все перенесено во Владимир.
23. Дизель-поезд Д1-372, ВЧД ст. Тумская, Рязанская обл.
Автор: A. В. Потелещенко | Фото сделано 28.VII.1996,

Строители коммунизма…
24.

Возвращаясь к машинам, у меня появилось желание перечитать, когда то не дочитанную книгу «Мещерская магистраль» , чтобы получше понять то, чего уже нет. А летом приехать сюда, и проехать/пройти Мещерскую магистраль. Самому увидеть то, что еще осталось от этой легендарной дороги, увидеть то, что в скором времени исчезнет с лица земли…

ЗЫ. Пока дописывал отчет, воевал с обработкой фотографий дочитал книгу до конца.
Осталось только определить время поездки на поиски артефактов Р.В.У.Ж.Д.
25.

Ниже я опубликую архивные фотографии сделанные не мной. Фотографии, на которых еще можно увидеть следы УЖД, увидеть станцию немного другую, нежели ту, которую можно увидеть сейчас.

С сайта «Паровоз ИС»
26. «Габариты…» Перегруз вагонов широкой/узкой колеи. Ст. Тумская, Россия/Рязанская обл.
Автор: Зильбергерц Печокин | Фото сделано 13.V.1994,

27. Панорама станции Тумская, Россия/Рязанская обл.
Автор: Александр Евдокимов | Фото сделано 20.VIII.2011,

28. Ст. Тумская { Tumskaya station }, Рязанская обл.
Автор: Феклисов М. | Фото сделано V.2004,

29. Станция Тумская { Tumskaya station }, Тума { Tuma }, Рязанская обл.
Автор: Станислав | Фото сделано 28.I.2006,

Ниже совсем старые фотографии, сделанные в 80-х годах прошлого столетия а так же карта железной дороги ориентировочно 1913 года.
Фотографии я взял из книги А. Березина и В. Миронова «Мещерская магистраль»

30. Тума. Вид от депо, вслед ушедшему в рейс тепловозу. Август 1984 года.

31. Тума. Хитросплетение широкой и узкой колеи. Май 1994 года.

32. Тума. Дневной поезд на Голованову дачу. Август 1994 года

33. Тума. Обточка вагонных колесных пар. Август 1984 года.

+ БОНУС
34. Станция Спас-Клепики. Раньше здесь сходились все городские дороги. Ноябрь 1983 года.

35. Пилево. Станинный жилой стационарный дом, отрезанный широкой колеей. Сентябрь 1987 год.

36. Карта Рязано-Владимирской ж.д в атласе Ильина. Царской России.

37. Групповое фото участников поездки.

Ах да. Совсем забыл. Я думаю те кто читал первую часть повествования, в которой я рассказывал о пакатушки на УЖД Мезиновского торфопредприятия, зададут вполне корректный вопрос – так что же все таки случилось на заброшенной станции Карсак? Ну что же, продолжение было такое:
Подойдя еще ближе, светящихся глаз в темноте, становилось все больше и больше, а спине все холоднее и холоднее…. Три пары глаз освещенные фонарями блестели в темноте, но в друг их стало заметно больше. В темноте вдруг засветились еще, как минимум пар пять глаз. Но самое неприятно было то, что по всей видимости это были щенки. Не очень приятно встретить на узкой тропинке собаку с щенятами. Мы не сбавляя ходя движемся дальше, нужно всего лишь с ними разойтись. Собаки сами не ожидали встретить на своем пути людей. Расстояние между нами неуклонно уменьшалось, вот уже в свете фонарей видны не только отражения глаз, но и силуэты животных. В какой-то момент я даже подумал, что это волчица с волчатами, но разум подсказал – волки не гавкают! Мы пытаемся разойтись с животными, переходя то на левую, то неправую сторону путей. Женек сжимает в руке, непонятно откуда взявшийся баллончик перцовки. В какой-то момент, стая остановилась.
Посмотрев на нас они уходят с нашего пути… Мы мирно расходимся каждый своей дорогой. Уффф, немного отлегло… Возвращаемся в лагерь, пьем чай и ложимся спать…
А вы что ожидали прочитать? Историю о неравной борьбе 3 человек против 88 собак? :)))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *