Там на самом, — на краю земли… — Старая немецкая дорога

Хотел закончить рассказ о поездке на Рыбачий и Кольский до Нового года, но не получилось. Но сегодня последняя часть, относящаяся именно к полуостровам Среднему и Рыбачьему. И хотя речь пойдет о старой немецкой тыловой дороге, которая находится на материке, но ее все проезжают во время визита на полуострова — поэтому и я ее отнесу к рассказам про полуострова.

Утро нас встретило мелким противным дождиком. Вылизать из теплого спальника совсем не хотелось. Достав снизу полки газ, котелок и воду — не вылезая из теплой кровати приготовил себе чаю. Пока кипятилась вода, понемногу прогрелся и салон. Как говориться: жить стало лучше жить стало веселее… Тем временем за окном начали мелькать силуэты проснувшихся ребят. Татьяна и Володя быстро собрали мокрые вещи и отправились в путь по островам. Все же машина выигрывает в плане ночевке перед палаткой.
1.

Как это не грустно, но мы покидаем полуострова. Дорога стелиться на перевал, Муста-Тунтури
2.

3.

Последний взгляд на Рыбачий. Вернусь ли я суда еще или нет? Удивительное место эти полуострова побывав на которых хочется возвращаться снова и снова. Мотку заволокло туманом, в голове промелькнуло начало отпуска, как только мы заехали сюда… Интересно как там наша тарелочка гремит ил уже упала?
4.

Поднимаемся на перевал. И снова можно полюбоваться его суровой северной красотой.
5.

6.

На самом верху перевала нас накрывает туман. Кольский — куда же здесь без тумана?
7.

8.

Туман придает окружающей местности своеобразную мистическую атмосферу. Атмосферу загадочности и неизвестности, укутывая собой сопки, водные глади озер.
9.

10.

11.

12.

Спустившись с перевала, сворачиваем на так называемую — Старую немецкую дорогу.
Дорогу стоит проехать хотя бы ради того, чтобы увидеть как надо строить их. Где подогнаны камень к камню, по дороге и сейчас может проехать легковушка, если бы только не сгнившие от времени деревянные мосты.
Здесь так же до сих пор видно эхо войны. Вдоль дороги тут и там расположены огневые точки, по всюду валяются гильзы и иные артефакты войны.
Но так же дорога великолепна окружающими ее пейзажами. Мох, камни, болото, ягель, низкие арктические березы, и глади бесконечного числа озер — делают пейзажи просто фантастическими.

13.

14.

15.

В 2012 году мы сделали небольшую радиалочку в строну Муста-Тунтури к озеру Устоярви. Эта дорого судя по всему была тыловой и по ней немецкие войска снабжали свои войска на передовой. Колея дороги тесно зажата между скалой о озером, так, что встречные машины попросту не разъедаться.
16.

17.

18.

Еле приметная огневая точка хорошо простреливает дорогу — деваться тут попросту некуда…
19.

Лагерем мы встали на небольшом мысу безымянного озера с островом. Это место проезжают абсолютно все кто едет по Полярной дороге.
20.

21.

22.

Это было в 2012 году. В этом году, сворачивать на тыловую дорогу не стали. Плотный туман, который ограничивал видимость до сотни метров подсказывал нам, что подниматься на вершину смысла нет. Наконец-то, с третьего захода если так можно сказать, я все же проехал эту дорогу. Никак она не давалась в прошлые разы: то срочный выезд в Мурманск и оказавшийся полностью разряженным аккумулятор в 2011 году нам закрыли путь здесь, про 2012 год и говорить не хочется, точка кипения между экипажами уже подходила к своему логическому концу, зато в этом году да еще и осенью все получилось. На всем протяжении мы встретили всего два препятствия в виде сгнивших мостов. Первый можно поехать по перекинутым трубам и привязанным к ним санд-трекам (хотя и здесь имеется объезд). Второй мост более широки и объехать его можно только рядом. Но никаких сложностей для внедорожника эти объезды не представляют.
23.

24.

25.

Дорогой, кроме туристов, часто пользуются танкисты из Печенги, которые перегоняют свои танки на учения на полуострова Средний и Рыбачий. Надо понимать, что колее танка и машины немного не совпадают и тем самым одно колесо машины едет по ровной колее, второе — по межколейке. Тем самым большую скорость развить не получается, и это наверно к лучшему, потому, что здесь ехать стоит все же медленно наслаждаясь пейзажами…
26.

27.

28.

29.

30.

Высота 448. Господствующая высота в этих краях. Низкое облако зацепилось за верхушку невысокой сопки. Если я вернусь в эти края, то обязательно схожу на эту высоту.
31.

32.

33.

Ну а вокруг все тот же полный релакс!
34.

35.

37.

К слову о качестве дороги.
38.

39.

40.

41.

А по сторонам продолжается релакс!
42.

43.

44.

45.

46.

Дорога тем временем потихоньку спускается с сопок в низину. По обочинам начинают расти деревья. Проезжаем красивый ручей с небольшим водопадиком.
47.

48.

Деревья стоят все плотнее и плотнее. Честно сказать, за неделю проведенную в тундре уже стало непривычно видеть какие-нибудь растения выше своего роста.
49.

50.

Выезжаем на берег Печенгского залива, на другом берегу город Печенга.
51.

Остался последний брод и танковый полигон. Сколько я ни читал отчетов про Кольский и Рыбачий, ни у кого не видел фотографии этого устрашающего брода через речку с названием сломайязык — Каккурийоки. Брод приливной и глубина его зависит от прилива и отлива и колеблется от полутрометров до 30 сантиметров. У нас был почти самый пик отлива.
Благополучно пересекли танковый полигон под свистящие над головой снаряды, а также приодоливая траншеи, рвы, противотанковые ежи и колючку мы выехали на асфальт.
52.

Здесь можно сказать, что основная часть нашего путешествия завершилась. Но итоги подводить еще рано, так как мы поехали в Териберку, на беломорские петроглифы, а так же еще будут рассказы про Ловозерские тундры и Кузоменьские пески 2012 года.
Но а на этой, на мой взгляд, красивой части нашего путешествия я хочу закончить этот год.
Но, прощаться в этом году пока еще рано)