Морозные каникулы в Архангельской области. Сольвычегодск.

Второго дня наших новогодних каникул мы отправились в расположенный неподалеку старинный северный город – Сольвычегодск.
Я неоднократно писал, что люблю посещать маленькие провинциальные города именно зимой, на это есть несколько причин, но сейчас не о них. Но Сольвычегодск – город один из тех который я хотел посетить именно летом. Но жизнь распорядилась иначе, и в этот небольшой провинциальный городок я попал морозным зимним днем.

Под катом: прогулка по Сольвычегодску и не только + 26 фото

На второй день пребывание в Верхней Уфтьги — мороз начал бить все рекорды. Под утро температура опускалась до -35С. Ближе к обеду потеплело, но не намного. Градусник упорно показывал -28С. У меня в голове была только одна мысль – как заведется мой дизель и заведется ли он вообще. Для чистоты эксперимента и интереса ради поставил камеру снимать как это будет выглядить.
И так: Паджеро Спорт 1, двигатель 4Д56 – 99 л.с., пробег по спидометру 164 500 (реальный не известен, думаю не менее 250 000) на машине не установлены никакие подогреватели, машина стояла на морозе -25С и более градусов больше суток минимальная температура была -35С, на момент запуска температура была -28С ниже нуля.
Открываю примерзшие двери, сажусь в холодный, промерзший салон. Масло в КПП настолько стало вязким, чтобы поставить машину на нейтраль пришлось приложить усилие к кулисе. Насколько раз прогреваю камеру сгорания свечами накала, ключ в положение старт… а дальше смотрите видео.





И все-таки он завелся! Дизель все же сила! Конечно такой запуск это издевательство над двигателем, нужно и маслице пожиже да и «котел» в такие морозы вещь экономящая много нервных клеток. У остальных двух дизелей были установлены «котлы». Подогрев антифриз они, как и бензиновый Спорт завелись без проблем.
Солнце в этих широтах поднимается над горизонтом невысоко, сказывается близость к полярному кругу – к Арктике где пол года господствует полярная ночь, а пол года полярный день.
Но тем не менее, невысоко поднявшиеся солнце, освещает все мягким предзакатным светом и получается этакое «режимное время» длинной в несколько часов.
1.

2.

3.

4.

5.

От мороза в лесу трещали стволы деревьев и падало давление масла в двигателе, о чем показывала стрелка на щитке с дополнительными приборами. С такой ситуацией столкнулся впервые, хотя на других машинах датчика давления масла у меня не было. Как только мы добрались до Сольвычегодска, машина потарахтела на холостом ходу, давление пришло в норму.
По идее, если на морозе перемерзнет сапун двигателя, то давление наоборот должно подняться и выдавить сальники, что менее вероятно или щуп. Но вот то, что давление упало, для меня стало непонятным. Есть грешок на масляный радиатор. Я пока не могу объяснить этот феномен, но скорее всего дело в охладителе масла.
Ну да ладно, все было хорошо, просто такая заметка, может, кто подскажет причину падения давления в двигателе на морозе.
6.

7.

Сольвычегодск – по названию города видно, что он тесно связан с солью и соляными промыслами. Основан город предположительно в XIV веке, а первое упоминание о городе было в 1492 году. Город сменил несколько названий – до XVI века город называют Усольск, после — Соль-Вычегодск. В XVI – XVII веках развиваются солеварни, а с ними развивается и город.
Но к концу XVIII века, торговые пути постепенно перемещаются от города, солеварное дело приходят в упадок, варницы закрываются — а с ними и заканчивается экономический расцвет Сольвычегодска. Тем не менее к концу XVIII века, академик И. И. Лепехин насчитывает в Сольвычегодске — 16 церквей (8 каменных), один монастырь, 400 домов.
В 1894 году в городе было 12 каменных церквей, 1 каменный монастырь, 325 домов (9 каменных), 35 лавок (1 каменная), 5 складов товаров (1 каменный). Доходы города составляли 5 489 рублей, расходы 4 269 рублей; городской запасный капитал 5 361 р. Имелись двухклассные училища: мужское и женское, церковно-приходская школа, земская больница и городская богадельня. Занятия жителей: ремесла (37 чел.), отчасти промыслы, фабрик и заводов нет, три ярмарки, с оборотом на 14900 рублей в год.
Сейчас Сольвычегодск маленький провинциальный город с населением чуть больше 4 тысяч человек.
8.

9.

10.

В Сольвычегодске сохранились два собора и церковь: Благовещенский собор, Введенский собор и Спасообыденная церковь.
Благовещенский собор — наверно самый знаменитый. Он встречает путника сразу у паромной переправы. Собор был построен 1560-1584 годах. Сейчас в нем размещается историко-художественный музей.
11.

12.

13.

Можно подняться на колокольню, откуда откроется панорамный вид на весь город и Вычегду.
фото в размере 2000 pix
14.

Дальше по набережной стоит Спасообыденная церковь 1697 года постройки.
15.

В центре города, у озера Соленое, стоит Введенский монастырь. Монастырь был основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи. В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора был выстроен новый каменный собор в стиле «московского барокко». Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, а освещен в 1712.
Монастырь упразднён после революции. Колокольня и ограда были сломаны. Но остался стоять и радовать глаз Введенский собор.
16.

17.

Рядом с собором сохранился соляной истчник-фонтан. Вода и впрямь соленая, убедились на личном опыте. На берегу озера сохранились остатки соляной варницы, но под снегом мы ее не нашли.
18

19.

А еще около соляного источника была замечена стая снегирей. Вот уж да, давненько я не видел этих пестрых птичек в городе.
20.

Город на самом деле очень маленький и осмотр его много времени не занял. Солнце висевшие несколько часов над горизонтом, неуклонно начало опускаться за горизонт. И мы поспешили обратно в Верхнюю Уфтюгу, к тому же сегодня вечером нас ждала баня.
Чтобы не ездить сто раз по одной и той же дороге, решили разнообразить маршрут. Яндекс-навигатор уверенно проложил дорогу до Уфтюги, у нас сомнений нет мы едем вперед.
Проезжаем милые деревеньки, стоящие на берегу многочисленных русел Северной Двины.
21.

22.

Сомнения в верном пути появились, когда навигатор с накатанной дороги повел нас через очередную из деревню. Дорога после цента деревни стала менее накатанной, а вскоре и вообще кончалась…
23.

Вернулись на накатанную дорогу. Я тормознул «Буханку» и поспрашивал водителя на предмет дорог в Уфтюгу. Получив утвердительный ответ едем дальше. Буквально первая деревня и дорога чудесным образам растворилась. Тыркались по разным свороткам, в поисках предположительного выхода на Уфтюгу. В одной из таких отворотках спросили направление дороги у местного жителя. Оказалось, мы проскочили еле приметный поворот, едем обратно, но уже не спеша, вглядываясь в темноту.
Вот он поворот. Еле заметная колея уходит куда-то в темный лес. Не удивительно, что мы ее проскочили. 15 километров Архангельской тайги пролетели незаметно, и вот мы уже мчим по расчищенной дороге. Осталось только переправиться через Уфтюгу на другой берег, и мы уже дома. Первая попытка переправиться была в Березонаволоке. Подъехав к переправе, немного были озадачены — переправа через Уфтюгу выглядела куда печальней чем переправа через Северную Двину. Под тонким слоем льда, который даже не держал человеческий вес была вода! В темноте, при свете фар было тяжело определить что из себя представляет эта переправа — были видны следы проезжавших здесь машин. Но как и когда они ехали было непонятно. Что-то мне подсказывало, что в -35С река должна была замерзнуть, а если полынья? Здесь переправляться мы не рискнули, а поехали дальше, искать нормальную переправу.
В небе над заснеженной тайгой появилась Луна.
24.

Вторая переправа была точно такой же, как и первая. Под верхним тонким слоем льда была вода. Возвращается было бы очень и очень неприятно, так как до дома оставалось подать рукой.
Делать было нечего, решили прощупывать проезд ногами. Тонкий верхний лед так же не держал вес человека. Нога проваливалась в воду, под которой прощупывался второй слой льда. Пройдя переправу взад вперед, по изучали следы на берегу. Видно, что переправой пользуются, и сегодня точно машины проезжали и не одна. Ну что же решаем ехать. Страхи и опасения были напрасны, точнее сказать минута страха и ты уже на другом берегу. Не приятно было то, что разбрызгиваемая колесами вода моментально застывала на рулевых наконечниках, тягах.
Благополучно переправившись на другой берег, через считанные минуты были дома.
Вечером нас ждала баня, купание в снегу и долгожданный шашлык…
25.

26.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *