Северный Урал 2015. Музей деревянного зодчества «Хохловка»

Ну что же, вот и заключительный отчет о нашей поездке на Урал. Сегодня на удивление небо было какого-то не естественно голубоватого цвета, да к тому же еще в глаза светил какой-то яркий фонарь. Да это же ясное небо и солнце! Вот тебе на! Пермский край сжалился над нами и на прощание подарил прекрасный летний денек.
У нас оставалась еще одна точка в этих краях — Пермский музей деревянного зодчества «Хохловка»

Под катом прогулка по музею деревянного зодчества + 45 фото.

Так как я большой любитель деревянного зодчества и деревень в частности, то по возможности стараюсь посещать музеи деревянного зодчества там, где они есть. Здесь как правило собраны, наверно, лучшее экспонаты со всего края, с другой стороны, все эти объекты выдернуты со своего культурного ландшафта и кое-как понатыканы на небольшом участке земли имитирующие своеобразное поселение. Честно сказать самый интересный музей все же Малые Корелы в Архангельской области, но и в Хохловке есть на что посмотреть.
Ну что же поехали, быстренько пробежимся по представленным экспонатам:
При входе нас встречает усадьба коми-пермяцкого крестьянина. Северо-западное Прикамье. Усадьба построена в середине XIX века и привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района Коми-Пермяцкого АО.
Внешний вид коми-пермяцкого жилища прост, даже суров. Представляет собой дом двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс «дом-двор» состоит из двух изб, связанных сенями, и двора, примыкающего сзади под прямым углом. Все хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня) восстановлены по аналогам XIX века.
Усадьба рублена из сосновых бревен способом » в обло». Жилая часть и хоздвор перекрыты двухскатными кровлями самцовой конструкции.
Обстановка избы, предельно проста и рациональна. На привычных местах разместилась домашняя утварь: посуда, одежда, некоторые орудия труда. В правом углу находиться глинобитная печь. По стенам расположены широкие деревянные лавки, над ними утроены полки. Над входом полати. По диагонали от печи расположен «красный» угол, в котором находиться божница с иконой. Место напротив печи кут для приготовления пищи.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Следующий дом: Усадьба Н.П Светлакова. из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермячкого АО.
Усадьба — типичный «дом-двор» двурядной связи. Здесь жилая и хозяйственные части под отдельными двухскатными крышами расположены параллельно друг другу. Между ними находиться крытый двор с мощными столбами-опорами. В непогоду и холодное время года во дворе выполнялись многие домашние работы: теребили лен, мололи зерно на ручном жернове, вели ремонт промыслового инвентаря.
Жители усадьбы занимались добычей и обработкой «жернового камня» — из обломков твердых горных пород, делали жернова для ручных мельниц. Этот промысел был широко развит среди крестьян Кочевской волости Чердынского уезда.

7.

8.

9.

10.

Усадьба с росписью — привезена из деревни Гадья Чердынского района 1880 гг. Усадьба русского крестьянина двухрядного типа (один ряд — жилой дом на две избы с сенями, другой — двор в два яруса). Особенность этой усадьбы — художественная домовая роспись. В переднем углу над обеденным столом изображены круги-венки. Над полатями написаны букеты цветов в вазонах с парой птиц. Лучше всего эта роспись видна с полатей, вероятно, предназначалась для семейных пар («свадебная» роспись).
В крытом дворе располагались хозяйственные постройки — хлев и конюшни для скота, размещались земледельческие орудия, транспортные средства.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Гумно с овином. Копия оригинала 1920-х годов. Село Ошиб Кудымкарского района, Коми-Пермяцкого АО.
Совмещенные под двухскатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна. Стены гумна рублены способом забирки («в заплот»), овина «в обло».
Под более низкой крышей расположен ямный овин, где сушили снопы. После чего снопы обмолачивали на глиняном полу гумна. Открытые ворота давали возможность веять зерно при различных направлениях ветра.
Внутри постройки восстановлен интерьер, где представлены орудия крестьян для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а так же машины появившиеся в крестьянских хозяйствах в 80х годах XIX века.

18.

Ветряная мельница из деревни Шихири, Очерского района XIX века.
Принадлежала К. Рахманову, переходила по наследству. В 1931 году была взята в колхоз «Красный боец», и на ней мололи зерно до 1966 года.
Такой тип мельниц называется шатровыми или «шатровками», главная особенность которых неподвижное основание — сруби подвижное «оголовье» — крыша. Оголовье поворачиваться вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. Поворот в сторону ветра делали с помощью специального рычага — хвостовины («хобота»). Под напором ветра через сложную систему шестеренчатых передач и вертикальный вал движение крыльев передавалось на жернова. Мукомольные жернова находятся на первом ярусе.
Зерно засыпали в специальные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь. Сложная конструкция мельницы оттачивалась веками, и до сих пор является венцом крестьянской инженерной мысли.

19.

Дальше туристическая тропа выводит нас на экспозицию посвященную соляному промыслу. О вываривании соли я уже рассказывал в прошлых частях. Здесь же представлены экспозиции с Усть_Боровского солеваренного завода: рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница и амбар — весь тот путь, который проделывает соль от рассола до лавок русских купцов.
20.

21.

22.

В лесу представлен комплекс «Охотничье становье» в которой вошли: Очаг -«Нодья» с навесом, лобаз и охотничья избушка.
23.

24.

25.

Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района первая треть XX века.
В середине 90-х годов XIX века в Пермской губерни, создаются земские пожарные дружины. В селе Скобелевка пожарная дружина из 23 человек была организована в 1906 году. Основная часть депо — квадратная, к ней примыкают служебные помещения: конюшня, комната для дежурных. Здание перекрыта двускатной тесовой крышей, выше расположена наблюдательная вышка с пожарным колоколом. Внутри восстановлен типичный для конца XIX — начала XX века пожарный обоз: телеги и сани с ручными насосами фирмы «Сонинъ Пермь.», бочки для запаса воды и характерное для того времени пожарное оборудование: багры, ломы, топоры, ведра, лестницы.
26.

27.

28.

29.

Изба В.И. Игошина — из деревни Грибаны Уинского района середина XIX века.
Традиционная для Прикамья «изба-связь», состоящая из двух срубов, расположенных друг напротив друга и разделенных сенями. Изба покрыта двускатной крышей. Ее венчает массивный «охлупень», который изготовлялся из цельного бревна с желобом, размещался на вершине крыши и прижимал верхние концы тесанной кровли. Изба отличается особой монументальностью, рублена топором из мощных бревен лиственницы (диаметр от 45 до 80 см). В деревенских домах конца XIX века, уже появляются товары промышленного производства — мебель, кровати, самовары, швейные машины.
30.

31.

32.

33.

Богородицкая церковь — село Тохтарево Суксунского района 1694 год.
«Жемчужина» прикамского деревянного зодчества — образец древней «клетской» церкви «кораблем». Три части церкви — трапезная, храм и алтарь — располагаются по одной лини «кораблем» и подняты на высоки подклет. Отличает постройку особая красота кровли: высокая клинчатая крыша, главки, барабаны, «бочка», покрыты городчатым лемехом.
Внутренние убранство церкви чрезвычайно простое: скромные лавки, небольшой помост для службы. Иконостас до наших дней не сохранился.

Колокольня — из села Сыра — Суксунского района 1781 год.
Единственная деревянная колокольня, сохранившиеся в Пермском крае до наших дней. «Восьмерик» основания колокольни перерастает в ярус (площадку) звона с арочными проемами.
Венчает постройку большой островерхий шатер опоясанный «красным тесом» — на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птиц или лучей солнца. Высота колокольни вместе с крестом достигает — 30 метров.
Колокольня рублена «в лапу». Это традиционный прием, при котором бревна на углах строения обрубаются по форме «лапы» и не выступают за пределы углов. Этими «лапами» бревна «схватываются», со временем такое соединение не рассыхается, а только уплотняется.

34.

35.

36.

37.

Сторожевая башня — из села Торговище Суксунского района. 1905 год, копия оригинала XVII века.
Сторожевая башня — один из немногих сохранившихся образцов русского деревянного оборонного зодчества.
С 60х годов XVII века была центральной, проезжей башней Торговищенского острога — через нее попадали внутрь крепости.
Сгорела во время пожара 1899 года, но крестьяне села восстановили ее своими силами.
Башня двух ярусная — нижняя часть четырехугольная, верхняя — восьмиугольная («восьмерик» на «четверике»). Через бойницы «восьмерика» велся обстрел врага на дальних подступах. Для ближнего боя использовался «облам» — боевой выступ на верхних бревнах «четверика». На вершине крыши находится небольшая башенка — «смотрельня» где несли службудозорные.
Башня рублена «в обло» распространенным в деревянной архитектуре способом.

38.

39.

Церковь Преображения — из села Янидор Чердынского района. 1702 год.
Уникальный памятник деревянного зодчества представляет собой «клетский» храм «кораблем»
Этот древнейший тип русского церковного строения, в основе которого лежит клеть — простой сруб как в избе, а три части церкви:трапезная, храм и алтарь -располагаются по одной линии «кораблем» и подняты на высокий подклет.
С северной и западной сторон церковь охватывает крытая галерея, устроенная на мощных выступах бревен. Все крыши в храме самцовые.
Необычно завершение центральной части храма — на высокой кровле «крещатая бочка» с главкой. Главки покрыты осиновым лемехом. Древесина осины под лучами солнца и каплями воды со временем приобретает серебристый оттенок. Стены рублены способом «в обло», бревна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох ни другой утеплитель не требовался.
Вероятно, церковь в селе была построена на месте древнего языческого святилища. («Ени-дор» на коми-пермяцком языке означает «божий край», «божий дом»)

40.

41.

42.

43.

Ну что же, вот и закончилось наше путешествие на Северный Урал в Пермский край. После музея мы плотно пообедали в близ лежащем кафе и взяли курс в сторону Москвы.

44.

45.

До дома оставалось 1700 км. Обратно мы решили ехать через республику Мари-Эл и Чувашию — ибо бить машину на «»»дорогах»»» Костромской области было реально жалко. К тому же путь через Чебоксары нам давал еще две точки для осмотра — это Тракторный музей в Чебоксарах и один из самых дальних городов «Золотого кольца» — Гороховец — в который, с моими маршрутами, доехать мне проблематично. Рассказ об этих двух точках я наверно вынесу за пределы повествования о «Северном Урале 2015». Подводя итоги можно уверенностью сказать, что поездка удалась. Есть чего вспомнить, есть еще за чем сюда вернуться. Урал мне очень понравился, не смотря на ужасную погоду, и сюда я точно вернусь, но только уже осенью. Хотя вот уже в кулуарах идет обсуждение про Приполярный Урал и… Полярный…. Но это после… В следующем году… А может и через год… А может через два…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *