Северный Урал 2015. Уральский тупичок: Чердынь и Ныроб

Как оказалось, что солнце, которое я видел на Усьвинских столбах, было последним на несколько дней вперед. На нас опустилась серость, хмарь и до кучи полил еще и дождик.

Под катом: прогулка по двум старинным городам + 58 фото

Мы выезжаем со столбов в сторону Уральских гор. Сегодня был самый интересный, с точки зрения дороги, интригующий и самый сложный участок пути через Уральские горы. На технологическом зимнике встречаем УАЗ, водила которого активно размахивает руками призывая остановиться. Останавливаемся, оказывается у ребят закончилось топливо, и они просят подкинуть их до бензоколонки. Сажать кого-либо к себе в машину я не стал, да и к тому же мест посадочных у меня не было, но взяв две канистры и номер телефона парня который меня встретит на колонке отправились дальше.
Встретившись с местным пареньком, отдав ему канистры и рассказав, где стоят его друзья, и с чувством выполненного хорошего дела едем дальше.
На улице начал накрапывать дождик. Скоро мелкий дождик плавно перетек в сильный дождь. Несмотря на середину лета, мне все время казалось, что сейчас середина сентября и вот-вот листья на деревьях начнут желтеть и опадать. На улице было как-то тоскливо и серо. Но при этом настроение было боевое, хотя были большие сомнения относительно дороги через горы.
Город Кизел, ничем кроме брусчатых дорог (в округе этого города все дороги были построены немцами и замощены брусчаткой) не запомнился. Радовало одно, дождь хоть немного успокоился.
1.

Проехали поселок Северный Коспашский, направление на восток! Дорога изрядно испортилась, начали попадаться изрядно глубокие глиняные промоины. В одной из таких промоин встретили УАЗ висящий на мостах. Мужик конечно очень обрадовался, что ему нас Бог послал, иначе куковать ему там суждено было бы не один час.
УАЗ вытащили, и начали расспрашивать мужика про дорогу на Кытлым. Внятного он нам ничего не поведывал; сказал только, что по молодости на УРАЛах туда ездил и дорог там не видел, рассказал и про то, что с конца мая сухих дней здесь почти не было, дорога дальше разбита еще сильней, трафик здесь почти отсутствует… Мда, вот уж дилемма… Что делать-то? С одной стороны лебедка есть, если что можно на ней подтянуться, с другой стороны чувствовалось мне, что заложенное мной время прохождения этого участка увеличиться раза так в три, а это значило, что маршрут будет изрядно скомкан и отчего-то придется отказаться. Импровизированная чаша весов склонялась то в одну сторону, то в другую. С одной стороны делать крюк в 400 верст через Горнозаводск очень не хотелось, с другой и рубиться в одну машину желания особого не было. Чашу весов в сторону отступления от намеченного плана склонил вновь начавшийся дождь…
Ну а коли так, нужно пересматривать маршрут, так как старая нитка завязалась в узел… Встаем на обед, накачиваем колеса и думаем, как быть дальше.
2.

На клочке бумаги накидали новый маршрут под названием «полная импровизация» или «едем куда глаза глядят» и отправились в путь. Время уже было, наверное за полдень, но из за низко весящих облаков казалось, что вот-вот начнет темнеть, легкая грусть, наверное можно сказать от поражения дорогой, давала о себе знать. Решили мы ехать к концу маршрута, а именно в Чаньвинскую пещеру, где устраивать дневку, и немного отдохнуть.
Ехали мы значит через города Кизел, Александровск, Яйва — ребята с дорогами там полная ЖОПА!!! Ибо назвать этот танкодром дорогами язык не поворачивается.
3.

4.

Свернули мы на грейдер к Чаньвинской пещере. Дождь с новой силой начал поливать, убитый в хлам грейдер не позволял разогнаться более 30 км/ч. Прикинув перспективу ночевки в лесу под проливным дождем, плюнул я на эти пещеры и развернулся — взял курс на Чердынь в гостиницу.
К тому же после Кунгурской Ледяной пещеры — другие врятли смогли бы меня удивить.
Ну а мы приехали в очаровательный уральский городок — Чердынь

Чердынь — столица древнего Урала, раскинувшаяся на правом берегу реки Колва. Чердынь старейший город Пермского края первые упоминания, о котором относятся к 1451 году. Но земли эти гораздо старше чем о них говорят официальные документы.
В 1535 году на крутом берегу Колвы начинается строительство деревянного кремля, с этих пор Чердынь становиться столицей северных земель и получает статус города. В последствии чердынская крепость выдержала 11 осад со стороны татар и вогул.
К 1579 году в Чердыне числилось 290 дворов с населением 326 человек мужского пола; 67 торговых лавок и 7 соляных варниц. Постепенно Чердынь становиться самым крупным городом Урала одновременно являясь его религиозно-политическим, торговым и военно-административным центром.
В 1781 году Чердынь становиться уездным городом сначала Пермского наместничества, а уже с 1796 года — Пермской губернии.
5.

Сначала XIX века в Чердыни начинают формироваться устойчивые купеческие династии, которые на ряду с торговлей занимались промышленной деятельностью и ремеслами.
В 1874 году в городе открывается первый кинематограф, в том же году открываются земская больница и аптека. В 1877 году в городе создается гидрометеостанция, в 1889 году учреждена публичная библиотека, а через 10 лет начинает работать музей им. А.С. Пушкина, при нем создается Общество любителей истории, археологи, этнографии Чердынского края — так же при обществе действует музей древностей.
6.

В 1899 году в городе был пущен городской водопровод, в 1910 году в земских и городских учреждениях, а так же домах состоятельных купцов зазвонил телефон; в 1911 году открылся городской общественный банк; в 1914 году в центральной части города появилось электрическое освещение.
7.

До революции в население Чердыни было около 4200 человек, на которых приходилось 7 храмов и 5 часовен. Все часовни и Троицкий храм в 30 годах XX века были снесены, а остальные же обезглавлены и использовались под разные хозяйственные нужды
События 1917 года не прошли стороной город. 23 января 1918года в городе была признана советская власть, в ноябре 1923 года были упразднены Чердынский уезд, и Чердынь становиться районным центром. В 20е годы прошлого столетия в Чердыне закладываются лесной промышленности, которая на протяжении следующих десятилетий будет ведущий в экономике края. Постепенно время в Чердыни замирает, город как будто застревает на рубеже веков превращаясь в маленький, тихий и уютный провинциальный городок…
8.

Заселившись в гостиницу, дождик взял небольшой перерыв, чем мы и воспользовались. Взяв в руки штатив и фотоаппарат пошли прогуляться по вечернему городу. Чердынь, чем-то схожа с одним из моих любимых городов — Каргополем. Все то, что я отнес когда-то к Каргополю — столице Русского Севера можно без преувеличения отнести к Чердыни.
На улицах в этот вечерней час почти никого не было, на самом деле это очень не привычно, ты гуляешь по городу один лишь изредка кто-то проезжает мимо на машинах или редкий прохожий неторопливо идет по своим делам. Вот и мы неспешно (во всяком случае пытаемся так делать) гуляем по вечернему городу.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Следующий день был немного лучше предыдущего. Хоть за окном мы не увидели солнца и ясного голубого неба, во всяком случае, с неба не падал дождь, а это уже хорошо. Впереди была неспешная прогулка по городу.

Троицкое городище — откуда начиналась Чердынь. Сейчас на городище взамен разрушенному Троицкому храму возведен деревянный храм.
17.

18.

Так же на городище одиноко стоящая башня когда-то существовавшего здесь острога. А с края городища открывается вид на долину реки Колва. Еще отсюда, в ясную погоду, можно видеть Полюдов камень, но нам с погодой, честно говоря, не повезло, хотя…
19.

20.

21.

Рядом с Троицким городищем стоит Успенская церковь и часовня во имя Образа Спаса Нерукотворного . Успенская церковь была построена в 1784 году на месте двух деревянных храмов: Успенского и Иоанна Предтечи. часовня во имя Образа Спаса Нерукотворного — это особое, знаковое здание для Чердыни. Каменную часовню построили в 1793 году на месте старинного захоронения 85 убиенных воинов, по преданию погибших защищая православие в бою с ногайскими татарами у деревни Кондратьева слобода — в 1547 году.
22.

23.

24.

Чуть дальше стоит обезглавленная Преображенская церковь и Воскресенский собор. Воскресенский собор был построен в 1754 году и имел три престола: главный освящен во имя Воскресения Господня, придельный — в честь Стефана Великопермского, третий же престол (зимний) освящен во имя Николая Чудотворца.
В 1908-1911 годах храм был перестроен, тогда же была построена трехъярусная колокольня. В советские времена в храме располагался дом культуры.
25.

26.

27.

Но а мы неспешно идем дальше. Кто-то и зачем-то повесил деревянных идолов. Ими можно постучать друг об друга)))
28.

Очень приятны и тихи улочки Чердыни. А вообще город очень понравился, и как я говорил ранее, очень похож на Каргополь.
29.

30.

31.

Храм Богоявления Господня. Был построен в 1751 году, на месте сгоревшей в пожаре 1747 году деревянной церкви. Храм был закрыт 26 августа 1935 года. После закрытия храма в нем располагался Чердынский хлебокомбинат, который и по ныне печет там хлеб.
32.

Но, а мы неспешно подошли к первому на Урале монастырю — Иоанно-Богословскому. Мужской монастырь был основан в 1462-1463 годах. Закрыт в 1918 году, здание церкви было отдано в ведение Чердынского музея. В храме среди книг, заслуживает внимание рукописный Синодик первой четверти XVIII века, где записаны люди для «вечного поминовения» из семейств сибирского губернатора М.П. Гагарина, Г.Д Строгонова, а так же из Соликамска, Нового Усолья, Чердыни и уезда, Соловецкого монастыря, Архангельска, Сольвычегодска, Великого Устюга, Верхотурья, Новгорода и даже Москвы.

33.

Рядом с церковью сохранились старинные надмогильные памятники над могилами купцов Юргановых.
34.

А мы возвращаемся обратно по тихим улочкам Чердыни. Но пока еще уезжать не собираемся, наш путь лежит в Чердынский краеведческий музей.
35.

36.

37.

Музей в Чердыни, очень понравился, в нем представлено много различных экспонатов, причем весьма занимательных. Но к сожалению главного экспоната, оков боярина М.Н. Романова (дяди основателя царской династии Романовых), погибшего в заточении в Ныробе к северу от Чердыни не было. Именно во время нашего визита их куда-то вывезли, на другую выставку. Но с другой стороны это повод вернуться в этот прекрасный город.
Но, а так более понравившиеся мне экспонаты:
38.

39.

40.

41.

Старинные деревянные вилки))
42.

Печные изразцы. О них более подробно немного позже.
43.

А вот еще один очень занимательный экспонат — Сестрорецкий рубль.
Сестрорецкий медный рубль — монета-великан (весом от 888 г до 1024 г, диаметром 76 мм, высотой 35 мм) выпущенная в 1771 г. , которая должна была обеспечивать бумажные ассигнации Екатерины II. Назван он так потому, что его предполагалось чеканить на Сестрорецком заводе. Но массовое производство этих монет не состоялось. Было выпущено несколько десятков пробных экземпляров. Коллекционеры выделяют как минимум 4 типа сестрорецкого рубля, различного диаметра, толщины и массы, однако с одними и теми же штемпелями. Размер штемпеля был существенно меньше размера монеты.
Еще интересные факты о монете: Последний аукцион, на котором был представлен сестрорецкий медный рубль, состоялся 25 ноября 2014 года, стоимость лота составила 50 000 швейцарских франков.
Новодел Сестрорецкого рубля 1771 года продан в 2009 году за 1 350 000 руб.
В нумизматичеких коллекциях самаркандского государственного музея истории культуры и искусства Узбекистана имени А. Икрамова хранятся монеты «сестрорецкого медного рубля» весом 919 граммов.
44.

Еще одно юморное видео про Сестрорецкий рубль —


Во время нашего пребывания в музее, на экскурсию пришли школьники. Как обычно галдеж и крики неотъемлемая часть ребятишек. Вот с этими криками детишки поднялись на второй этаж музея, а мы спускались. У стенда посвященного экологическому загрязнению леса — одиноко стояла девочка и внимательно разглядывала стенд. У меня было такое чувство, что она просто мысленно погрузилась туда. Выходя из зала, я обернулся, чтобы посмотреть ушла ли она, но она так и стояла как вкопанная — будущий эколог подумали мы с Надей 🙂
45.

Настало время покидать Чердынь. Этот небольшой провинциальный городок — но я сюда обязательно вернусь и осенью и зимой!
46.

На северной окраине города стоит храм Всех Святых. Храм построен в 1816 году, после революции был закрыт. В 80х годах храм был отреставрирован снаружи и своеобразным способом законсервирован…
47.

Но, а мы едем дальше на север в настоящую уральскую глушь в поселок Ныроб.
Первое упоминание о деревне Ныробка, с шестью дворами, относиться к 1579 году, хотя археологи указывают как минимум на XIII век.
Во вторую перепись Перми Великой (1623-1624гг) Ныроб уже значился погостом, с восемью дворами, 3 причтовых двора и 4 пустых двора. Постепенно за 300 лет Ныроб рос и уже к 1913 годы вырос в крупное волосное село, в котором числилось 94 двора, две каменные церкви, земское училище, почтовая станция, волосное правление, фельдшерский пункт, лесничество, 4 кузницы, 5 торговых лавок. Каждый год 6 января, первое воскресенье после Пасхи и 6 декабря в селе проводились ярмарки.
В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь.
Ныроб можно назвать городом узников, ведь местного населения по некоторым данным здесь даже меньше, чем содержащихся в местных колониях заключенных. Любопытно, что, находясь в Чердынском районе Пермского края, Ныроб по численности населения (чуть более 7 тысяч человек) превосходит сам районный центр.
Тюремные традиции у Ныроба сложились издавна.
Первый здешней узник был Михаил Романов — которого в 1601 году сослал сюда Борис Годунов. Почти два месяца продолжалось печальное путешествие боярина из Москвы в Ныроб. В сентябре 1601 года воз с узником в сопровождении шести конвойных прибыл в глухую уральскую деревеньку. Закованного в трех пудовые оковы, боярина Михаила посадили в небольшую яму, вырытую на окраине деревни. Ямы была «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Мучительно долго начали тянуться зимние дни и ночи. Холод и голод были постоянными спутниками Михаила в этой сырой землянке. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. Даже находясь под стражей в яме, с боярина не снимали тяжелые оковы. К лету 1602 года состояние узника сильно ухудшалось. Стражники почти не его не кормили, желая скорейшей смерти. Местные жители как могли, помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду. В награду за помощь, помогавшие, слышали из ямы слабый голос узника, призывающий на них Божие благословение.
В 1602 году Михаил Романов скончался, и был похоронен недалеко от места заточения. Спустя четыре года прах извлекли и перевезли в Москву, в родовую усыпальницу Романовых.
В 1613 году к власти пришел Михаил Федорович Романов. За помощь узнику жителей Ныробки освободили от налогов и построили здесь церковь.
В 2012 году над ямой Романова была возведена новая каменная часовня и благоустроен романовский сад.
48.

49.

Но настоящей жемчужиной Ныроба все же является Никольский храм, построенный здесь в 1704 году на месте деревянной церкви. Храм поражает своей внешней красотой. А вообще забегая вперед, хочу сказать — на Урале что не храм то красота!
50.

51.

52.

Ну что же, на этом наше продвижение вглубь «западного тупичка» закончилось, мы разворачиваемся и движемся в сторону «восточного тупичка» но об этом в продолжении.
На обратном пути мы заехали еще в два села Камгорт, в поисках источника с живой и мертвой водой (к слову который мы так и не нашли) и Вильгорт.
53.

54.

В Покче увидели удивительные деревянные дома, один заброшенный, другой жилой. Первый раз вижу, чтобы на доске вырезали «кирпичи».
55.

56.

57.

Ну а наша дорожка вилась в сторону «восточного тупичка»
58.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *