Путешествие во Мглу. Часть 15 — По пути домой — итоги, мысли, планы.

Сделав небольшой перекус на окраине села Б.Нисогора, мы поехали в сторону дома. Наше путешествие закончилось, но не закончились приключения, которые, как правило начинаются с наступлением темноты.

Предыдущие части:

Часть 1- По дороге на Север
Часть 2 — Вдоль реки Пинега (Сульца, Городецк, Явзора, Веркола, Новый Путь и Ёркино.)
Часть 3 — Вдоль реки Пинега (Шардонемь, Карпогоры, Шотогорка, Погост Чикинский, пещера Колугорская Троя)
Часть 4 — Оленеводы
Часть 5 — Деревня Кимжа
Часть 6 -Тундра
Часть 7 -Деревня Мгла
Часть 8 -Северное сияние или когда ночью не до сна.
Часть 9 — Несь
Часть 10 — Долгощелье
Часть 11 — Лампожня
Часть 12 — Жердь, Петрова и Березник.
Часть 13 — Погорелец.
Часть 14 -Кольчемгора и Б.Нисогора

С Лешуконского у нас было три пути в сторону дома: первый — Лешуконское-Мезень-Пинега-Холмогоры; второй — Лешуконское — Б. Пысса — Усогорск — Котлас — Тотьма — Вологда и далее Москва. Но эти два варианта не подходили, так как были весьма долгие. Поэтому решили ехать по неизвестному нам зимнику Лешуконское — Усть-Чуласа — Карпогоры, а дальше на Холмогоры. Но если в первом и втором варианте мы точно знали, что есть дорога, то о третьем варианте, я только слышал, ну и в 2013 году видел указатели, от Карпогор на Лешуконское… Авантюра? Да! Но мы едем.

Широкая дорога петляет в свете фар. У нас с Сашей хорошее настроение, играет музыка, мы вспоминаем какие-то моменты из путешествия — едем, прикалываемся. А прикалываемся на тему вот мы сейчас такие едем, а дальше, этак километров через 5 дорога кончается… Но все хихоньки да хаханьки, но впереди замаячило какое-то красное пятно. По мере приближения становится ясно что это знак «кирпич». Останавливаемся, молча смотрим друг на друга. Да ладно — думаем- наверное направление разъезда такое, странное, японское…

Едем дальше. Въезжаем в поселок Усть-Чуласа. Отсюда должен начинаться зимник на Карпогоры. Проехали поселок насквозь, но навигатор начинает истерично кричать, чтобы мы разворачивались, ибо проехали отворот на Карпогоры. Возвращаемся. Проехали поселок еще раз. Никаких свороток в нужном направлении снова нет. Едем совсем тихо, может, проглядели. На перекрестке, где навигатор предлагал нам свернуть, чищеных дорог нет. Посветили фонариком, да какое-то направление есть, но явно в этом году его не чистили. Приехали. Навигатор больше никаких дорог не видит, а вокруг нас тайга и куда ехать непонятно. Нет, конечно, понятно, можно было вернуться и ехать по первым двум маршрутам, но такой расклад событий нууу в очень крайней ситуации. Едем по поселку, видим, что у одного из подъездов (да, тут есть пару многоквартирных домов) стоит машина, а в ней люди. Надо ехать узнавать.
На переговоры вышел Саня. «Взяв» языка, он нам все подробно рассказал, что дорога есть, но она дальше. Это были хорошие новости. Разворачиваемся в узком дворе и едем по указанием от ребят. Проезжаем поселок Олема, затем речку с одноименным названием, через пять километров действительно большая отворотка направо. Сворачиваем, останавливаемся — чуть размять ноги и выпить по кружке горячего чая.
Эта часть дороги была несколько шире, и прямая как стрела. Порой нам попадались лесовозы грузившие кругляк стоя прям по центру дороги. А в один момент на дороге появляется что-то непонятное. Это непонятное оказалось бревнами, лежащими поперек дороги. Это гать, так строят дороги через болото и топкие места. Наверное скоро здесь будет круглогодичная дорога… А может это просто дороги для вывоза леса…

Мы мчим по новому зимнику, дорога здесь весьма оживленная, нам часто приходится обгонять попутные лесовозы или же наоборот разъезжаться со встречными машинами. Один из встречных грузовиков нам усиленно мигает дальним светом. Останавливаемся. Откуда-то сверху, добродушного вида парень спрашивает, куда держим путь. Мы ему ответили, что пытаемся доехать до Карпогор, и на что парень отправляет нас километров на пять назад, и говорит, что нам лучше ехать другой дорогой — она и короче и меньше на ней машин, а на этой дороге замучаемся разъезжаться со встречными лесовозами.

Разворачиваемся, тут эфир радиостанции нарушает голос Александра: — «мне вообще хоть кто-то расскажет что тут происходит и куда мы едем». Да долгие зимние путешествия в одиночку даются трудно. Мы все рассказали, что есть дорога короче и нет такого большого трафика.

Грузовичок проводил нас до перекрестка, моргнул правым поворотником в направлении, куда нам надо было поворачивать, мы в благодарность, пару раз моргнули дальним светом и поехали дальше.
Дальше мы ехали так же весело, представляли какое впечатление мы произвели у ребят в Усть-Чуласе, вот так сидишь вечером, в поселке на улицах уже никого нет, и тут два внедорожника с хрен пойми какими номерами ищут дорогу на Карпогоры. Хотя, может мы, и преувеличивали, может, здесь каждую неделю плутают незадачливые путешественники? Продолжаем хихоньки да хаханьки, в машине играет Сектор Газа, мы едем хрен знает где, ни одна карта не видит ничего. OSM показывает, что мы едем по белой неизведанной пустыне, яндекс, как и гугл не работают из-за отсутствия интернета, да какой интернет, тут даже связи-то нет. Лишь один генштаб показывал, что мы едем напрямик по елкам и соснам, чрез ручьи и овраги и пересекаем бесчисленные и бескрайние болота… Но вообще, азимут по которому мы ехали меня не устраивал от слова — совсем, так как нам надо было двигаться на юго-запад, а ехали мы строго на юг. И если ехать по этому азимуту, то мы попадали хрен знает куда и до Карпогор нам оставалось еще бы хрен знает сколько.

Я почти не отрываю глаз от экрана навигатора. Вот уже показалась какая-то граница. Я радостно говорю Саше, что вот еще чуток и мы будем в Карпогорсоком районе, откуда до Карпогор по прямой еще около 60 км. — меня это настораживает. Стрелка навигатора быстро движется к границе и мы въезжаем в….. республику Коми!!! Второй раз за вечер в машине происходит недоуменное молчание, мы с Сашей смотрим друг на друга и начинаем ржать… Республика Коми, какого черта-то? Где Каргопоры? Как оказалось, этот зимник захватывал уголок республики Коми. Скоро мы выехали на старую лесовозную дорогу, по которой доехали до пригорода Карпогор.

Встали на ночевку на каком-то пяточке. Утром следующего дня, было неспешным. Пока было время, я еще немного пошлялся по лесу на лыжах. А после мы покатили дальше к дому. Мимо проплывали деревни и поселки, где люди очень активно занимались ходьбой с палками — скандинавская ходьба. За окнами проплывали те дремучие болота которыми я так любовался в сентябре 2013 года. Но сейчас я их совсем не узнавал… Сколько же прошло? Пять с половиной лет. Не мудрено, что все изменилось. Какие-то сухие стволы сосен и елей уже давно упали, какие-то деревья только зачахли.

К обеду мы уже выехали на асфальт, на трассу М8. На заправке накачали колеса, еще раз прокачали тормоза, покушали. Вот теперь нам ехать строго на юг. От Холмогор мы проехали еще порядка 450 километров и встали на небольшой чищеной полянке, недалеко от крутого берега Ваги. Здесь уже была последняя ночевка.

Последний день путешествия. Он такой — с одной стороны хочется быстрее проехать домой, а с другой стороны хочется еще немного задержаться в отпуске. Ведь как только ты переступишь порог дама, а может даже и раньше, ты уже начинаешь вспоминать путешествие и хочешь вернуться обратно.

Утром перетряхнули и переложили вещи в машинах. Александр решает ехать раньше. По трассе он все равно поедет быстрее, нет смысла тянуться колонной. Мы прощаемся с Александром, а сами решаем еще чуток побыть на природе, полюбоваться белоснежными красками зимы, ведь там, в восьмистах километрах южнее — серо, идет дождь, снег превратился в серо-коричневую жижу… Там пробки и суета, там работа и проблемы…

Мы надеваем лыжи и идем на берег реки.

Это место я открыл для себя еще в далеком 2012 году. Когда поздним сентябрьским вечером мы возвращались из путешествия по Каргополью. Шел дождь, уже сильно устал, хотелось отдохнуть. Уже в кромешной темноте, заехали куда-то, поставили палатку и легли спать. А утром мы были впечатлены от видов, открывающихся с высокого берега Ваги. Конечно, мы были еще удивлены, как это место было засрано, а сейчас зима, всю грязь скрывает белый и пушистый снег.

10.

11.

После прогулки заводим дизель. Мы выезжаем на асфальт, впереди нас ждет восемьсот километров. Едем строго на юг, к дому. Как пел Расторгуев в ЛЮБЭ:

Мы туда колесили с потехами,
Песни пели, снимал кино,
А когда мы обратно ехали
Только молча смотрели в окно.

Вот и мы едем, больше молча, иногда вспоминая какие-то моменты, думаем о планах на будущие и подводим итоги этого путешествия. Ближе к ночи мы приехали в Москву. И вот теперь точно можно сказать, что наше путешествие во Мглу закончилось…