Русский Север. Среднее Пинежье. Часть 3.



Вечером того же дня встали на берегу реки Юла, недалеко от ее впадения в Пинегу. На улице уже смеркалось, быстро разбили лагерь нарубили дров, разожгли костер истопили самовар. Посиделки у костра сократил внезапно начавшейся дождик, все постепенно потянулись по палаткам. Хоть завтра у нас по плану была дневка, но как-то сложилось так, что в этой поездке мы всегда ложились спать не позже 11 часов вечера.
Дождик монотонно барабанил по крыше, тем самым еще сильней убаюкивая меня.

Под катом: продолжение путешествия по среднему Пинежью +36 фотографий.

Утром я проснулся от звука моторок, которые плавали мимо нашего лагеря с завидной регулярностью, я даже поймал себя на мысли, что трафик на Юле намного плотнее чем на местных грунтовках.

1.

2.

Весь день прошел в основном в ничего неделании. Мы неспешно прогуливались вдоль берега Юлы, сходили на Пинегу, наблюдали за проносившимися мимо нас лодками местных рыбаков и охотников, которые пользуясь тем, что реки еще не совсем обмелели, доставляли к своим промысловым избам, коих в вверх по течению довольно много, всякий груз. Руслан безуспешно пытался поймать рыбу. Девчонки пытали удачу в копе.
Вечером был костер, чай из самовара и душевные беседы…
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Когда мы позавчера проезжали деревню Еркино, всем бросилось в глаза, то, что деревня отличается от всех остальных своей чистотой, опрятными старыми избами, ухоженными огородами. Нет разрухи, нет брошенных домов, такое ощущение, что здесь живут самые счастливые люди на Пинежье, любящие свою родину и свою землю…
13.

А это так называемая амбарная улица. Амбарные улицы – это характерная черта многих Пинежских деревень. Северные амбары часто располагались «на глазах», так чтобы дверь амбара можно было видеть из окон или дверей избы. На Пинеге и Мезени амбары же выносились за пределы поселения, где они образовывали своеобразные «амбарные городки» или «амбарные улицы». Это было вызвано практическими соображениями – если случится в деревне пожар, то все самое ценное, а его хранили в амбарах, уцелеет.
Амбарные городки на Пинежье хорошо сохранились в деревнях: Еркено, Едома, Шардомень.
14.

Мы в очередной раз переплываем через Пинегу. В сторону Карпогор.
15.

16.

Заезжаем на окраину деревни Шотова, но высокий холм, на котором стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в начале ХХ века (1904-1909гг) к северу от деревянного храма на средства лесопромышленника С. К. Кыркалова. Пятикупольный бесстолпный храм со сложной системой перекрытий, с алтарем и притвором. Закрыта как и многие храмы 1930-х. а с начала 2000-х. ведутся восстановительные работы.
17.

С высокого холма открываются великолепные виды на Пинегу
18.

19.

Заезжаем в Каргопоры. Как выясняется в здешних магазинах нет картошки. Как нам сказала продавец одного из магазинов, что картошку местные сами растят, попробуйте купить у них.
Начали колесить по улочкам городка в поисках картошки. У первых кто нам попался купить не удалось, говорят: -совсем не родилась, не продаем. Поехали дальше. Остановились у симпатичного домика, окрикнули хозяев, рассказали про нашу просьбу. Хозяева пригласили Ксюху на участок. Через довольно продолжительное время Ксюха в охапку с пакетом очень быстрым шагом направляется к калитке. Как потом выяснилось, хозяева оказались приветливыми людьми, и на нашу просьбу продать пару килограмм картошки, пытались безвозмездно отдать пол мешка картошки да еще в придачу морковки и по моему капусты… Мы взяли только несколько килограмм картофеля, но, а хозяева так и не приняли от нас денег… Удивительный народ эти северяне…
Одна из улочек Карпогор.
20.

Дальше едем в Шардомень. Здесь так же хорошо сохранилась «амбарная улица».
21.

22.

23.

24.

На обратном пути замечаем здание очень похожее на бывшую церковь. Ни в каких источниках она не упоминается. Местный житель рассказал, что когда-то и вправду это была церковь, но как она называется он не знает. В советское время и по наше в здании размещается библиотека и клуб…
Церковь Рождества Христова в Шардонеми — деревянная церковь с Никольским приделом, построенная в 1910-1912. Вытянутый вдоль поперечной оси четверик с алтарем и небольшой трапезной, с отдельно стоящей колокольней XIX в. Отличалась оригинальным завершением основного объема — четыре малые главки по углам и небольшой малый четверик, увенчанный тремя поставленными в ряд бочками с шатриками — по центру. Боковые приделы Артемия Веркольского и Никольский. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны.

25.

26.

Дальше наш путь лежит до деревни Веркола. А там нам нужно переправиться на другой берег в Веркольский Свято-Артемиев монастырь.
Приезжаем на берег, вызваниваем монастырь, за нами присылают лодку, плывем в монастырь.
27.

28.

Свято-Артемиев монастырь — основание обители было связано с чудесным обретением нетленных мощей праведного Артемия, погибшего в 1532 г. от молнии, а святые мощи были обретены в 1577 г. В 1640 г. митрополит новгородский Киприан установил местное празднование дня кончины отрока Артемия 23 июня.
Около 1635 года на пожертвованные Кеврольским воеводой Афанасием Пашковым средства, в благодарность к святому праведному отроку Артемию Веркольскому за исцеление его сына Иеремии от смертельной трясучей болезни, в лесу, поблизости от села Веркола, на месте обретения чудотворных мощей была выстроена церковь во имя св. праведного отрока Артемия. Церковь была богато украшена и ограждена оградой. Для служения при церкви были устроены кельи для монашествующих здесь тогда иноков: иеромонаха Ионы и иеромонаха Рафаила, назначенного епархиальным начальством по просьбе Афанасия Пашкова настоятелем образованной обители.
Монастырь процветал до середины XVIII века, пока он не был переведен за штат (в 1764 г.) и лишен всех земель и угодий. Монастырь стал именоваться Веркольской пустынью. К 40-м годам XIX века его вовсе хотели закрыть, но по Божьему Промыслу монастырь оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в иночестве Агнии) полагался капитал в 5000 рублей. Это спасло монастырь от уничтожения, а мудрые настоятели смогли приумножить состояние обители. В конце XIX века монастырь сам жертвовал крупные суммы на самые разнообразные нужды: на помощь христианам в турецком плену, на Архангельскую епархию, на храмы и монастыри, на духовное училище и школы.
В конце ноября 1918 года в монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии ушла в другие монастыри. Тех, кто остался расстреляли, а тела сбросили в Пинегу. В декабре 1918 года в обитель приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но братия успела вынести и спрятать их. До сих пор мощи не обретены. Считается, что они лежат здесь же под спудом монастыря.
Колокола с колокольни были все сняты и погружены на плоты, но при переправе их на другой берег плоты затонули. Колокола не найдены до сих пор и, вероятно, лежат на дне Пинеги.
Церковные книги и иконы были все вынесены из храмов и сожжены на берегу реки. Часть икон местные жители разобрали по домам, некоторые из них возвращены сейчас обратно в монастырь.
В разное время в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии и общеобразовательная школа.
За 70 лет монастырь был сильно разграблен. От иконостаса в Успенском соборе не осталось практически ничего. Полностью разобрана на кирпичи стена, развалена колокольня, возвышавшаяся над вратами. Уничтожены купола и кресты.
Постепенно храмы и корпуса все больше разрушались. Протекали крыши, грибок проникал в стены, осыпалась роспись. Таким монастырь предстал перед первыми насельниками, которые приехали сюда в 1990 году.
25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря, где постепенно восстанавливается монашеская жизнь, реставрируют или заново отстраивают утерянные постройки.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Осмотрев монастырь, переправились обратно и продолжили путь вверх по течению реки, теперь уже в «Верхние Пинежье»
36.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *