Нерехта и ее окрестности

Сидели мы как-то с Сашей и думали а куда бы нам прокатиться, пока его патруль немного в разобранном виде. Давно я смотрел в сторону небольшого городка костромской области – Нерехту. Было там пару мест которые очень хотелось посетить. Решили так же кинуть клич на разных интернет площадках – познакомиться так скажем с новыми людьми, а то мы все одни да одни ездим, да и то когда мы в последний раз выбирались куда-либо втроем? По-моему это было аж в 2015 году в апреле. Потом, то у одного дела, то у другого. В общем да — направление выбрано — в путь!

Под катом 43 фотографии!

На дворе великолепная пора – «золотая» осень. Наверное мое самое любимое время года. Сейчас пишу этот текст за городом. На улице легкий минус, в печи потрескивают дрова. Но дома тепло и уютно. Горячий чай из Кипрея согревает меня в такую погоду.
Направление сегодняшнего путешествия выбрано – старинный городок Нерехта и ее окрестности. Погоду синоптики обещали «шикарную», одни сплошные дожди. Верить синоптикам не стали и все же решили ехать. По пути к месту ночевки то и дело начинал идти сильный дождь, а чем ближе мы подъезжали к Нерехте тем чаще он становился.
В город мы приехали уже поздно вечером. В небольших провинциальных городах в такое время суток, улицы, как правило, уже пусты -людей почти нет. Как обычно немного поплутав по городу, выехали мы в сторону точки с первым лагерем. Попутно, где-то в поле встретились с первым экипажем (Артемом и его дочерью Владой) и покатили в сторону заброшенной деревни Княгинино.
До места сбора добрались без приключений. Повезло что в деревне оказался небольшой пяточек на котором мы и решили разбить лагерь. Дождик тем временем и не думал прекращаться. Под крышкой багажника немного постояли, познакомились, выпили по чашке чая и полезли по спальникам. Завтра должен быть интересный день. Тем временем в лагерь стягивались остальные экипажи.
Утро встретило нас хмурым небом, но радовало отсутствие дождя. Есть время немного оглядеться, посмотреть на остатки села Княгинино. Но от села осталось немногое: Казанская церковь и по-видимому бывшая насосная станция. Вдоль бывшей улице села растут остатки плодовых деревьев и заросли кустов сирени. Вдали, за небольшими зарослями. Показались силуэты церкви. Из истории села получилось найти немногое: Это древнее село называлось Княгининским и известно ещё с 1356 г. В духовном завещании Московского Вел.князя Ивана (отца Д.Донского)сказано, что «Нерехта с варницами бортниками бобровниками и селом Княгининским» принадлежали матери Ивана-Вел.княгине Елене, жене Ивана Калиты. По титулу Вел.княгини Елены село и получило своё название. Впоследствии, с.Княгинино вместе с соседними сёлами и деревнями Еленой было пожалованно Троице-Сергиеву монастырю. В 1762 г. в указе Екатерины II также было упомянуто с.Княгинино в связи с возвращением ранее отписанного имения Платона Мусина-Пушкина, которое вместе с селом Княгинино и деревней Попадейка, было возвращенно и пожалованно его детям… Каменная же церковь Казанской Божией Матери с приделом Василия Великого в с.Княгинине была построенна около 1795 г. помещиком Н.А.Хомутовым. В 1795 г. это село принадлежало Н.А.Супоневу, отец которого был губернатором во Владимире. Церковь является одним из лучших памятников Нерехтского района, композиция и декор которой повторяют формы допетровской архитектуры 17 века, близкой Ярославской школе. Храм расположен на одной из возвышенностей открытой холмистой местности, покрытой небольшими рощами и кустарником. (по материалам книг:Д.Ф.Белоруков «Деревни,сёла и города Костромского края» и каталога «Памятники архитектуры Костромской области»-выпуск 11)
Или вот еще из справочной книги «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии»., Кострома, Губернская типография 1911 г. — Богородицкая церковь с. Княгинина каменная, с каменной колокольней, построена в 1795 году усердием прихожан, окружена каменной оградой, в коей приходское кладбище. Престолов два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой — во имя святит. Василия Великого. Достопримечательностью церкви служит древняя Казанская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе, чтимая окрестными жителями, и небольшой крест с частями мощей разных святых.
Причт: священник и псаломщик, казенное жалование священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Аренды от пахотной земли священник получает 99 руб. в год, псаломщик свою часть обрабатывает сам. Неудобной земли при церкви нет. Для священника дом церковный. Земли в пользовании причта: луговой 3 десятины 1890 сажень, пахотной удобной 31 десятина 42 сажени. План на землю есть, межевой книги нет.
Прихожан муж. пола 287, жен. пола 315, приход сельскохозяйственный, частью фабричный. Приходских селений два: село и деревня Пирогово в полуторах верстах.

1.

2.

3.

4.

5.

В церкви почти ничего не сохранилось, все убранство утрачено. А вот виды открывающиеся от нее просто завораживают!
6.

7.

Дальше нас ждал музей и небольшая прогулка по Нерехте. К сожалению экспозиция музея небогатая, а ведь город старинный и я уверен, что ему есть что рассказать про свою историю.

8.

9.

Прогулка так же была небольшой – задерживаться в городе долго не стали, ибо нас ждали полевые и лесные дорожки. Но, а в целом город мне понравился. Есть на что посмотреть, хотя конечно Нерехта типичный провинциальный городок, но все же. В городе хорошо сохранилась центральная часть с торговыми рядами.

10.

11.

12.

Интересный памятник архитектуры города – «дом-носок». Это двухэтажный дом со скругленным углом. Принадлежал он купцу Хворинову, и был одним из лучших в городе. Построен дом в конце XVIII века, когда Нерехта начала отстраиваться каменными домами после крупного пожара 1785 года. В «доме-носке» останавливался на ночлег император Павел I, проезжавший в 1798 году через Нерехту по пути из Казани в Ярославль.

13.

Самый главный вид на который я хотел посмотреть к сожалению «облагородили»; точнее что-то сделали с набережной реки Нерехты, толи ее очистили от мусора и кустарника, толи здесь будет набережная, но вот того провинциального вида который я хотел заснять наверное уже не будет, но посмотрим, время покажет. А еще в Нерехте, в центре города, есть палатка с великолепной выпечкой! Будете в городе непременно загляните в нее.

14.

15.

В сам город я в ближайшее время вернусь, там есть на что посмотреть, но это тема будущих рассказов. А сейчас мы держим путь по тряскому грейдеру в сторону леса. Вокруг конечно красиво, ничего не скажешь – «золотая» осень.
16.

17.

Свернули в поля. Полевые и лесные дороги, несмотря на дожди вполне держат вес машин и никаких трудностей не представляют. От пригорка до пригорка – приехали мы в следующую точку нашего путешествия – Никульское.

18.

19.

20.

21.

22.

От бывшего села Никульского осталась Церковь Троицы Живоначальной 1793 года постройки. Один дом, вполне обитаемый, с целыми стеклами и подпертой, деревянным дрыном, дверью. Напротив этой избы расположился пруд и парк – остатки некогда существовавшей здесь усадьбы.
Из Писцовых книг про село узнаем следующие: Троицкая церковь с. Никульского каменная, с такою же колокольнею и оградой, построена в 1793 г. старанием Николая Александровича Хомутова. Кладбище вне церковной ограды на расстоянии 10 сажень от церкви, обнесено каменной оградой. Престол один во имя Пресвятой Троицы. Постоянные средства церкви: проценты с капитала в 1100 руб. и арендная плата за жертвованную землю 1302 сажени около 1 руб. 70 коп.
Причт: священник и псаломщик. Постоянные средства причта: казенное жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб.; проценты с капитала в 1700 руб. Доход от богослужений и треб священника 165 руб., псаломщика 55 руб. Священник живет в своем доме, псаломщик – в церковном. На устройство дома для священника есть 380 руб. Церковной земли в пользовании причта: усадебной 1 десятина 1372 сажени, пахотной 40 десятин 956 сажень, лесной 2 десятины 2040 сажень, сенокосной 2 десятины 900 сажень. Планы и межевые книги на землю есть.
Прихожан по документам муж. пола 306, жен. пола 326, но в действительности их меньше: они занимаются землепашеством, излишние в семье уходят в плотники и печники. Приходских селений 5, школа при церкви одна, церковная.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.
23.

24.

25.

26.

Но а мы едем дальше. Дороги красивые. Но не сложные. Был один неприятный участок, на котором (наверно по неопытности) застрял Артем, но его быстренько вернули в нужную колею, и помчали дальше. Уже сумерках доезжаем до следующей точки – Давыдовское.
27.

28.

29.

30.

Давыдовское – это бывшая усадьба, от которой сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1760 года постройки, развалины усадебного дома и часть парка. К сожалению осенью быстро темнеет и посмотреть толком регулярный парк у нас не получилось.
Небольшая историческая справка об Давыдовском:
Усадьба Давыдовское(Давидовское). Пример дворянской усадьбы 18 века, перешедшей во 2-й половине 19 века в купеческие руки; от первого периода сохранилась церковь и регулярный парк, от второго-жилой дом. Расположена усадьба на возвышенном месте, со всех сторон окружена полями и лугами. С 16 века Давыдовское принадлежало роду известных князей Васильчиковых. Так, например, село с деревнями было в поместье Л.Г.Васильчикова-брата А.Г.Васильчиковой, невенчанной жены Царя Ивана Грозного, впоследствии сосланной им в один из монастырей. В дальнейшем,село было в вотчине В.Н.Васильчикова, который к стоявшей здесь в то время Покровской церкви, пристроил второй этаж во имя св.Никиты-в честь своего деда. Село в роду Васильчиковых находилось до 1861 г. В середине 18 века им владел А.И.Васильчиков, отец декабриста Н.А.Васильчикова-члена»Союза благоденствия», который после восстания декабристов в 1825 г. был исключён из гвардии и лишён имений и титула. Существующая усадьба начала формироваться, приблизительно, в это же время при статском советнике И.С.Васильчикове. Так, согласно экономическим примечаниям к Генеральному межеванию(1776 г.),в селе,при котором было три копаных пруда, стояла деревянная церковь Покрова. Существующая же каменная церковь возведена,приблизительно, в посл.четв.18 в. К тому же периоду можно отнести и устройство регулярного парка и строительство деревянного господского дома. Трапезную церкви с приделами Фёдоровской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца,видимо, можно датировать 2-й четв. 19 века. Тогда же был пристроен западный притвор. Во 2-й пол.19 в. усадьбу купил купец Ковырялов, при котором был выстроен новый каменный дом. К настоящему времени утрачены все жилые и хозяйственные постройки усадьбы, за исключением сохранившихся руин этого кирпичного дома; утрачены луковичная глава храма и шпиль колокольни, каменная ограда вокруг церковной территории разрушена, парк сильно зарос и частично вырублен, северный пруд заболочен, западный высох. В алтаре и в основном объёме храма, довольно редкого по архитектуре для Нерехтского района с декором в духе елизаветинского барокко и трапезной позднего классицизма, фрагментарно сохранилась масляная живопись 1860-х гг., исполненная в академических традициях. В основном объёме храма на своде просматривается частично сохранившаяся роспись Троицы Новозаветной с Собором сил небесных. В восьмерике на восточной стене написан вид Голгофы и Иерусалима, некогда служивший фоном для Распятия. На западной стене различаются композиции «Встреча Марии и Елизаветы» над входом и «Величит душа моя Господа». На южной стене-«Христос в доме Марфы и Марии» и «Взятие Богородицы на небо». Из евангелистов наиболее сохранился образ Иоанна Богослова. Вся живопись храма,к сожалению,сохранилась лишь частично, сама же церковь в плохом состоянии. (Памятники архитектуры Костромской области. Кострома 2009.)
31.

У всего есть несколько сторон, как и у осени: несмотря на красоту вокруг, световой день ничтожно мал и мы не посмотрев и половины вынуждены искать место под лагерь. Вначале на ночевку хотели встать в бывшей деревне, но места для четверых машин с поляной под шатер и местами для палаток мы не нашли, зато нашли хорошее место около деревни, на дне небольшого песчаного карьера. Места много, оно ровное, сухое, а стены карьера хорошо защищают от ветра.
Разбиваем лагерь здесь, натягиваем тент, разжигаем костер. В мангале скворчит мясо. Артем готовит шурпу. Вещь, надо отдать должное, просто великолепная. Артем тебе за шурпу отдельное спасибо. После ужина, сгруппировав кресла вокруг костра – Иван взял в руки гитару и душевный вечер наполнился не менее душевными песнями. Сидели мы наверно часов до двух, но всему надо знать меру и пора расползаться по спальным местам. Завтра будет новый не менее интересный день.
32.

Утро нас встретило серостью, моросью и чаем из самовара. Поужинав, поехали до Благовещенской церкви села Улошпань. Небольшая историческая справка: Каменная церковь в селе построена в 1795 г.помещиком Н.А.Хомутовым на месте старинной деревянной церкви; колокольня, возможно, на несколько лет позднее усилием прихожан. Трапезную с приделом Александра Свирского расширили, предположительно, во 2-й четв.19 века, тогда же, вероятно, выстроили заново два верхних яруса колокольни.
В советское время утрачены большая часть внутреннего убранства церкви,в том числе фрагментарно и настенная живопись.
В настоящее время в храме частично сохранился чрезвычайно редкий для провинции лепной декор конца 18 в. в стиле классицизма и клеевая живопись в лепных клеймах. Так, на своде просматриваются сцены Страстей Христовых. На восточном лотке вверху написано Распятие с четырьмя предстоящими, внизу в линейно очерченных клеймах-врезках помещены сцены «Снятие со Креста» и «Жёны-мироносицы у гроба Господня». В верхнем ярусе в центральном клейме читается образ Троицы Новозаветной, по сторонам от неё помещены два варианта Воскресения Христова-как «Восстание из гроба» и как «Сошествие во ад». Лепнина подцвечена в три краски (жёлтая,красная и синяя). Фрагментарно сохранившиеся росписи прописаны маслом. В манере живописи просматривается робкое провинциальное подражание европейским прототипам иконографии и стиля. Сохранившиеся фрагменты позволяют датировать запись кон.19 в.
(по материалам: Д.Ф.Белоруков «Деревни, сёла и города Костромского края», и «Памятники архитектуры Костромской области», каталог, выпуск 11)
Немного прогулялись по селу. От села осталось несколько покосившихся изб. С одного конца села открывается великолепный вид на окрестности. Где-то в дали виден шпиль церкви в Емсне , хотя изначально я думал, что это церковь в Княгинино, чем ввел в заблуждение ребят. Но я думаю, что об этом уже никто не помнит.
33.

34.

35.

36.

37.

Здесь от нас отделяются два экипажа: Валентин и Алексей; Артем и его дочка – они держат путь в Москву. Мы же, с Костей, пробуем проехать до Княгинино. Карты и спутниковые снимки обещали нам «веселую» дорогу, наделе оказалось все проезжим. Время оставалось и мы думаем куда бы нам еще прокатиться. Пока выбирались на дорогу с твердым покрытием, я все думал, куда бы поехать. Решили выдвигаться в сторону дама, и где-то сокращать путь по лесным дорогам.
Первый телепорт по Ярославской области был великолепен. Раскисшие дороги хоть и не таили в себе неприятностей, а вот карты OSM «жгли», Выбирались мы какими-то неведомыми тропинками и дорожками, полями и охотугодьямь с охотничьими вышками. Все надеялись, что мы упремся в какой-нибудь ручей, где наконец-то размотаем лебедки. Но нет уперлись мы в пашню. Памятуя о весеннем нашем приключение, было как то боязно ехать через поле. Хотя накатанные следы говорили о том, что проблем возникнуть не должно. Полями и огородами выбрались мы на асфальт.
38.

39.

40.

41.

Время еще позволяло, и мы решили дальше искать приключения. Был один телепорт из Ярославской в Ивановскую область по нефтепроводу. Но сначала заглянули в село Остров, где сохранилась Церковь Воскресения Христова – 1782 года постройки.
42.

Ну а дальше жопа требовала приключений и мы с асфальта выезжаем на полевую дорогу. Полевая дорога внушает оптимизм ровно до того места как она уперлась в пашню. Смеркается. Начинаем искать нужную дорогу. Сначала едем по какой-то заросшей колее от вахтовки. Сначала дорога была ничего, дальше колея и заболоченные низины становились глубже и длинней. Разворачиваемся. Выезжаем на нефтепровод, вполне наезженная колея уходит в нужном направление, это снова внушает оптимизм. Но ненадолго. Далее колея выходит на какое-то поле с гатью… Ехать становиться немного тяжелей. Скоро будет совсем темно. Надо что-то делать. Штурмана побежали вперед, посмотреть что там дальше. А мы ждем их вердикта. Они вернулись и мы едем дальше. Ребята идут впереди машины, мы едем за ними. Шанс остаться здесь на лишнюю ночевку у нас был как никогда высок. Но, Саша сегодня был без Патруля и поэтому мы все благополучно выбрались на дорогу с «твердым» покрытием, правда, там лужи были глубиной по колено, наверное, но это уже были пустяки – главное это была дорога. Выбравшись окончательно на асфальт мы качаем колеса, прощаемся и отправляемся по домам.
43.

Но нам с Сашей приключений было мало и мы решаем продлить немного внедорожную часть этого дня. Нам еще нужно было наполнить фляги родниковой водой. Я вспомнил, что где-то под Ростовм я видел какой-то святой источник. Но ни указателей, ни тем более точной дороги я естественно не знал. Сворачиваем в поля, небольшой круг по каким-то полям не дал ожидаемого успеха – видимо промахнулись. Подгружаю спутниковые карты, смотрим местность, вроде есть что-то похожее на источник, но он на противоположном берегу, делаем крюк и снова съезжаем в поля. Каких-либо приключений мы конечно не нашли, что наверное и к лучшему, а вот канистры наполнили и теперь выполнив все свои дела мчим домой…
Спасибо всем кто приехал! Рад новым знакомствам! Надеюсь всем все понравилось! До новых встреч!
44.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *