Архангельские островки. Малошуйка (Абрамовская) — Нименьга



Как я уже писал, наша поездка Бесовым Носом не ограничилась. После «беса» наш путь лежал дальше на Север, в Архангельскую область. В эту часть Архангельской области с весны по осень можно попасть только через Карелию. Зимой же открывается зимник на Воргозоры и далее на Онегу. Но сейчас на дворе осень и поэтому нас ждут сотни километров карельских и архангельских грейдеров.

Под катом: + 37 фотографий и небольшой рассказ.

На сегодня нам нужно было проехать как минимум 200 км, и лагерем встать где-то за Валдаем. Но капитальный ремонт трассы внес свои коррективы. Выехав и без того поздно, еще и ремонты отняли у нас как минимум час времени. В скором времени мы свернули на грейдер, который ведет на Сергеево. Впереди нас ждут более 700 км грейдеров.
1.

2.

3.

4.

До Сергеева идет вполне приличный грейдер, по которому можно спокойно ехать 60-80 км/ч. После Сергеева грейдер стал более узким и менее наезженным. Навигатор уверенно вел нас в сторону Валдая. Совсем скоро грейдер превратился в узкую, петляющую лесную дорогу. Если бы не было навигатора, то поплутать на этих бывших лесовозных дорогах можно было и не один день.
5.

Скоро на нашем пути расположился полуразрушенный мост через реку Лекса. Наверное, правильней сказать, что мост был не полуразрушен, а разрушен один из пролетов, через который был сделан небольшой настил шириной с легковую машину. На противоположном берегу у моста явно были свежие следы. а значит мостом пользуются. Так же рядом с мостом был брод. Судя по следам тут недавно проезжала машина и скорее всего это была Нива. Я решил проверить глубину брода. Одел забродники и пошел мерить. Глубина брода меня начала смущать после того как быстрое течение реки в плотную подобралось к моим… ну вы поняли. В конце концов, решили мы ехать по мосту. Первым пошел я, честно говоря было немного страшно. Но под чутким руководством Дениса я перебрался на противоположный берег. Следом за мной поехал Денис. Когда я увидел сколько сантиметров остается по краям моста от колес мне стало еще больше не по себе и если бы Денис проезжал мост первым, скорее всего я рискнул бы брать реку в брод. Как бы то ни было, а мы уже были на другой стороне реки.
6.

Становилось, очевидно, что Валдая нам сегодня не достигнуть и пока не стемнело окончательно приступаем к поиску места под лагерь. Небольшая полянка в конце дороги к озеру Светлому приютила путников на ночлег. По отработанной уже схеме быстро раскладываем кухню, ставим вариться картошку а сами идем за дровами, без костра как-то совсем тоскливо и неуютно. В костре потрескивали дрова, мы снова сидели и беседовали. Мы, два человека, а вокруг на десятки километров ни единой живой души… Хотя нет, вру. Не смотря на вторую половину сентября, над ухом раздавались противный писк нескольких комаров.
Утро следующего дня сулило ном хорошую погодку. Сквозь плотные облака порой пробивалось солнце, «поджигая» осеннюю листву на деревьях. До Валдая оставалась всего 40 км. которые мы ехали почти два часа. Хотя мы часто останавливались для фотографирования столь прекрасных карельских болот.
Валдай вполне крупный населенный пункт, в котором имеется несколько магазинов, пекарня, сбербанк и отделение почты. Ах, как уютны северные сельские магазины, где еще, как ни тут можно увидеть магазин отапливающийся печью!
7.

Но в поселке нет заправки. Местные завозят топливо для себя из Сегежи. А топливо, несмотря на наш запас в одну двадцати литровую канистру, все же хотелось пополнить. Разжиться топливом в поселке вполне реально, найти бензин АИ-92 наверное будет легче чем солярку, но тем не менее по двадцать литров на машину по цене в 30 руб. за литр мы все же раздобыли без особого труда. (Кстати путешественникам на заметку: мы потратили порядка 90 литров от заправки до заправки(811км), при нашем расходе около 11 литров на сотню, так что если поедете в эти края берите с собой канистры). Из Валдая мы вышли около часа дня, и проехав с десяток километров свернули по направлению к Малошуйке. Впереди нас ждали 180 км грейдера. С каждым километром дорога становилась все хуже и хуже. Нет, чего-то криминального с дорогой не было, просто грейдер, по которому мы ехали, никто не обслуживает. Карельским эта дорога не нужна, на этом участке до границы с Архангельской областью нет ни одного жилого, да и нежилого, наверное тоже, населенного пункта. А архангельские не могут ухаживать за дорогой, по вполне понятным причинам. Так и получил этот сорокакилометровый кусок дороги название — ничейная дорога. Об вышесказанном напоминает брошенная по среди дороги гусянка-волокуша, которой когда-то ровняли и чистили от снега этот грейдер.
8.

Когда я читал отчет Андрея я совершенно не понимал, почему ребята так долго ехали до Малошуйки. Теперь стало все ясно. Дорога чем-то мне напоминала дороги на полуострове Рыбачьем — камни, лужи и колеи. Разве что на Рыбачьем раскинута бескрайняя тундра — здесь же нас окружал дремучий таежный лес.
Стало понятно, что сегодня Малошуйки, а уж тем более Нименьги нам не видать как собственных ушей, а это немного огорчало так как хотелось бы завтра постоять денек да погулять по окрестностям.
9.

10.

Границу регионов можно было заметить или по карте или по состоянию грейдера. Последний стал немного ровней, через ручьи были налажены мосты. А через пару километров мы попали на местный автобан. Скорость придвижения резко возросла, а перед Золотухой так вообще я разогнался до 100 км/ч.
Тем временем мы пересекаем кряж Ветреный Пояс, и если на Онеге листва на деревьях только начинала желтеть или же находилась в самом расцвете буйства красок — то здесь березы и осины стояли уже почти голые. Здесь, на другой стороне кряжа, погоду уже диктует кусочек Ледовитого океана -Белое море.
На улице уже начинало темнеть. Проехав Золотуху начали искать место для стоянки, сворачивая дороги на разные отворотки.
Раза с третьего место нашлось. Какая-то тупиковая отворотка в лес нас любезно приютила. Место конечно было не очень живописное, но вполне уеденное. Дальше по отработанной схеме: ужин, посиделки у костра и спать.
На следующий день, проехав Малошуйку транзитом, мы наконец-то добрались до первой нашей точки Абрамовской, где сохранился великолепный северный «тройник» состоящий из шатровой Никольской церкви (1638 г.), пятиглавой Сретенской церкви (1870-1873 год) и колокольни (1807 г.).
11.

12.

13.

14.

15.

16.

Долго задерживаться не стали, нам еще ехать в соседний поселок, а это чуть больше двадцати километров и далеко не по хорошей дороге. Нименьга встречает нас штабелями спиленного леса и грязью по ступицу колеса. Будь я не легковушке, ни за что не поехал бы дальше в глубь поселка! Спустя полтора часа мы достигаем деревни Нименьга — это самая дальняя и северная точка нашего путешествия. Нименьгой здесь называют куст небольших деревень, которые раскиданы по реке на небольшом удалении друг от друга. Жилых дворов в этом кусту деревень не будет и десятка, многие уже используют здешние участки как дачу приезжая сюда, к примеру, из Малошуйки.
17.

18.

Как долго я засматривался на эту церковь и вот все же добрался до нее. Но, так просто к церкви не подойти. Церковь стоит на противоположном берегу реки Неминьга, в живописной излучине реки, где та делает несколько крутых поворотов делая своеобразный полуостров. И будто сама природа указала место для постройки. В таких местах особенно видишь и понимаешь как в старину люди выбирали место для строительства церквей и часовен.
Но тем не менее к церкви можно пройти пешком, идти порядка полутора километров Пробуем проехать какое-то расстояние на машинах, получается проехать только метров 50-60. Дальше ручей, который без боя не взять. Время жмет. Берем нужные вещи и вперед.
Впереди за излучиной реки Нименьги уже видны маковки церкви. Проходим деревню Бакино, с одним жилым двором, из которого доноситься лай собаки. Остов Нивы вросшей в землю, напоминал о когда-то лучших временах в деревне. По соседству стоит трактор Беларусь, небольшое поле за околицей вспахано, возможно, было засажено картошкой, ботва от которой валяется рядом. Остальные дома покинуты людьми.
19.

20.

21.

Подойдя к церкви, поражаешься ее масштабами. Кто и для кого построил такую махину? На фоне церкви рядом стоящая колокольня кажется совсем игрушечной. Внутри церкви к сожалению ничего не сохранилось.
Информация о Нименьге крайне скудная, но что смог найти, то смог: Церковь Спаса Преображения в Нименьге была построена в 1878 году на средства прихожан. Церковь двухэтажная, обшитая тесом. Престолов всего четыре: Спаса Преображения, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи , Климента, папы Римского.
22.

23.

24.

Осмотрев церковь отправились в обратный путь. Время неуклонно бежало вперед. А нам нужно было еще пообедать и собираться в долгою дорогу в строну дома. «Убитый», сорока километровый грейдер в Карелии, внес свои коррективы в наш маршрут, и сегодня нужно было максимально проехать в сторону Валдая, а по хорошему выехать из Архангельской области и встать лагерем где-нибудь на ничейной дороге на берегу озера. К никакому озеру подъехать нам не удалось и на ночевку встали на заброшенном лесовозном усе. Сегодня день был насыщенный и сил устраивать посиделки у костра совсем не было, да и к тому же завтрашний день не сулил нам легкой прогулки, нам, во что бы то ни стало нужно было выехать на асфальт. С теми мыслями мы разошлись по машинам спать.
Следующий день целиком и полностью мы провели в пути. Сотни километров грейдера, бескрайние болота и лесовозные усы. Хочу заметить, что обратно мы выбирались немного другой дорогой, ибо пересекать еще раз полуразрушенный мост, желания сильного у меня не было. Поэтому еще по пути в Малошуйку и Нименьгу, пока искали топливо в Валдае, расспрашивали местных жителей на предмет альтернативного пути на трассу. Конечно все нас отправляли дорогой черед Надвоицы-Сегежу-Медвежьегорск. Но нас такой вариант не устраивал, давать крюк и тратить лишние деньги на солярку не очень и хотелось. Наконец был найден проводник, который на пальцах рассказал нам дорогу на Медвежьегорск в обход разрушенного моста. Схема проезда вырисовывалась примерно так: «после моста направо, ехать до таблички»берегите лес от пожара» — около нее повернуть направо. Затем, не ошибитесь, нужно найти левый поворот, ну а дальше будет дорога плоховатая, но местные там ездят, а уж вы точно проедете. »
25.

26.

У живописной реки Кумбукса делаем обеденный перерыв. Пока готовиться еда мы заливаем солярку из канистр, а также я пытаюсь наложить рисованную карту на местность и понять куда мы едем и где мы выедем, так как ни генштаб ни тем более OSM этих дорог не видел. С ориентировав схему с картой, получалось что мы должны выехать на Осудареву дорогу в районе урочища Тайгиницы оттуда до Огорелышей, ну а дальше грейдер выведет нас на трассу Р5 Вологда-Медвежьегорск.
27.

28.

29.

С количеством дорог в этом крае вполне может посоревноваться крупный город. Без карты плутать здесь можно не один день. Но мы едем, периодически останавливая встречные машины и уточняя дорогу. Дороги здесь ровные, позволяют ехать довольно быстро. Построены такие замечательные дороги для вывозки леса с делянок. То и дело в стороны от основного пути уходят тупиковые усы, заканчивающиеся разворотным кругом на один из которых мы выехали проморгав очередной левый поворот. Вернувшись на несколько километров обратно, и с ориентировавшись мы выехали в нужном нам направлении.
Как и предполагалось мы выехали на Осудареву дорогу между урочищами Тайгиницы и Шелтопорог. Про то, что здесь проезжают местные, мужик с Валдая не соврал. Мы лицезрели картину как местный мужик, Николай, на жигулях ехал там, где некоторые на жЫпах побоятся ездить. Правда то и дело мне приходилось заводить старый жигуленок с буксира, так как на машине «отвалилось» втягивающие, и в добавок еще в топливной гулял воздух из-за чего машина при преодолении больших камней периодически глохла и не могла самостоятельно завестись.
30.

Оставив позади дорогу напоминающую больше спец участок для триала, мы катим по ровной песчаной дороге. Вдруг в навигаторе появляется пиктограмма в виде креста, означающая что на этом месте расположена церковь или часовня. Эта точка не фигурировала у меня, но мы все же остановились, чтобы посмотреть что же это за церковь такая.
И вот тут меня ждал не большой сюрприз. На высоком пригорке, поросшем могучими елями, среди больших камней расположилось старообрядческое кладбище с почти уже разрушившейся кладбищенской часовней бывшего Березовскаго скита. Скит датируется XVII-XX веками.
31.

32.

Чуть дальше мы заехали в «столицу» Выгореции — Данилово. Здесь так же на старообрядческом погосте были замечены кресты со своеобразной резьбой, непохожей друг на друга.

33.

34.

Спустя несколько десятков километров мы выехали на асфальт. Позади остались более 700 км разного рода грейдера, великолепные образцы русского деревянного зодчества и конечно же великолепная северная природа.
35.

36.

В эти края мы решили вернуться совсем скоро — осенью 2017 года. Здесь есть на что посмотреть и есть где покататься. Ну а пока мы качаем колеса, едем на заправку в Медвежьегорск, а затем на ночевку в Челмужи.
Обратная дорога ничем не запомнилась, разве что часовым простоем на одном из ремонтов в Карелии, где с отсыпной дороги свалился тонар. И мы были вынуждены час стоять и наблюдать в бинокль за спасательной операцией. Так или иначе, но в два часа ночи я уже был на даче, пил чай, листал в фотоаппарате отснятые снимки и начинал скучать о Севере…
37.

38.

Заметки на полях.
Каждая поездка это еще небольшой опыт в копилку о подготовке маршрута, быте в путешествии или матчасти. После каждой поездки я выношу за «скобки» что-то более важное; опыт, который в последующих путешествиях будет обязательно учтен и воплощен в жизнь. Из этой поездки я бы хотел отметить о такой вещи как автономка. Конечно это не первый опыт использования автономного обогревателя в полевых условиях, но тем не менее именно с расчетом на осенние и весенние путешествия печка была внедрена в машину. Теперь на дневках ненужно гонять на холостых оборотах двигатель, чтобы просушить одежду или просушить и обогреть салон перед сном. Теперь утренний подъем в холодное время года дается намного легче, ведь не надо вылезать из теплого спальника в мороз и одевать на себя холодную и сырую одежду; теперь одежда всегда сухая и теплая как собственно и воздух в машине. Одним словом автономкой я доволен как слон.
И второй момент это так называемая система «завтрак-обед; обед-ужин; ужин-завтрак». Пока четким алгоритмом и опытом похвастаться не могу, все только есть в мыслях, но как только я испытаю такой принцип приготовления еды я непременно поделюсь этим способом с вами дорогие путешественники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *