Путешествие во Мглу. Часть 5 — Кимжа

К концу шестого дня нашего путешествия мы добрались до деревни Кимжа. Кимжа — это островок настоящей северной деревни, с огромными домами-усадьбами, такие дома мы можем часто видеть в музеях деревянного зодчества. Но там, все постройки выдернуты из своего естественного ландшафта, здесь же все сохранилось, наверное, как и сто лет назад… А еще Кимжа входит в десятку красивейших деревень России! Разве это не поводы задержаться в этом месте на денек?


Часть 1- По дороге на Север
Часть 2 — Вдоль реки Пинега (Сульца, Городецк, Явзора, Веркола, Новый Путь и Ёркино.)
Часть 3 — Вдоль реки Пинега (Шардонемь, Карпогоры, Шотогорка, Погост Чикинский, пещера Колугорская Троя)
Часть 4 — Оленеводы

Кимжа встретила нас огненным закатом, и просто нереально красивым небом. На подъезде к деревне, в поле, расположились две ветряные мельницы. К ним мы еще вернемся завтра. Чуть дальше, над крышами северных изб, виднеются главки Одигитриевской церкви 1709 года постройки. По нынешней центральной улицы, с видом на реку стоят огромные северные дома.
Принципе, на этих трех фотографиях можно и закончить повествование о Кимже, но деревня стоит намного большего, и поэтому рассказ будет долгий, а фотографий много.
1.

2.

3.

Мы заселились в местный гостевой дом — Дом путника. Большой дом пятистенок, с магазином на первом этаже. На втором, где собственно и расположилась гостевая часть, две комнаты, туалет и душ. В доме были еще какие-то помещения, но мы туда не ходили. При входе, комната как прихожая, есть печь (к сожалению не действующая), холодильник, раковина и стол для трапезы.
Другая комната — спальня — в которой есть три двухъярусных кровати и один диван. При входе есть посменный стол. Аскетично? Да. Но справедливости ради надо сказать, что мы были вторыми постояльцами в гостевом доме после его открытия. Внутри еще стоял запах краски, в бытовом плане еще не все было налажено, но это мелочи и я думаю, эти мелочи к написанию данного рассказа уже устранили.
Были и весьма сомнительные решения. Первое из них это отсутствие огня в печи. На Русском Севере я был зимой два раза, и оба раза мы жили в избах с печами: в 2015 году в деревне Верхняя Уфтюга была огромная русская печь с лежанкой, на которой мне довелось поспать несколько ночей; в 2017 году в деревне Горы, Кенозерского национального парка, мы так же жили в избе с печью, да не такой большой как в Уфтюге, но все же живой огонь добавлял неимоверного колорита, уюта после прогулок на морозе. Да, я понимаю, что огонь это очень опасно, но печь придает дому +100500 к уюту, а зимой так и вообще +мильён. Второй момент это обогреватели, которые были прикреплены просто в потолок, в лепнину. Я конечно понимаю, что лепнина не есть бог какая, но все равно, не часто в деревянных избах встретишь лепнину на потолке. Вопрос с отоплением на мой взгляд я бы решил иначе. И третий момент это освещение. Холодный светодиодный свет — как мне кажется, подходит больше для рабочих помещений. Еще со школы, белый, холодный свет ассоциируется у меня именно с работой, учебой и т.д. Все же для дома более уместен теплый свет, который так же создает уют.
Но, это все мои «городские» придирки. Важно другое, после зимних полуавтономных путешествий это наличие теплого туалета и горячего душа! И это все имеется! А еще у нас было включено питание. За питание отдельное и огромное спасибо! Мало того что еды было много, так еще было очень вкусно! Картошка с грибами, с капустой, с рыбой… А какой морс, хлеб и масло!
4.

5.

Утро следующего дня было не ранним, но ранним. Да такой каламбур. Не ранним, утро было, потому что мы вставали не в 6 часов как до этого, но а ранним, потому что время было чуть за 8 часов, что для отпуска согласитесь несколько рановато. Но нас ждала экскурсия по деревне, да и вообще осмотр достопримечательностей.
Экскурсию нам любезно провела Евдокия Гавриловна и Ольга Петровна. Мы побывали в старом амбаре, где стоит старинный токарный станок, с ручным приводом, несколько колоколов и старинные обетные кресты, которые в свое время стояли на участках местных жителей, но со временем они упали и вот были снесены в этот амбар.
6.

7.

Евдокия Гавриловна нам рассказала немного про Одигитриевскую церковь. Сама церковь была построена в 1709 году. Одигитриевская церковь срублена в обло и представляет собой пятикупольный шатровый храм на высоком подклете в форме креста. Церковь венчает шатёр на массивной крещатой бочке, по четырём сторонам находятся четыре купола на барабанах в виде усечённых конусов. К главному зданию церкви прирублена пятистенная апсида, перекрытая массивной бочкой, а с другой стороны трапезная с колокольней. Колокольня срублена в лапу, конструкции восьмерик на четверике, венчаемым небольшим шатром с главкой. Примечательно, что в помещение церкви никогда не было занято какими либо складами, сеновалами и прочими учреждениями.
К началу ХХ века церковь обветшала и в 2008 году ее начали реставрировать. Раскатали ее на бревна и… деньги закончились. Жители села, уже подумали, что никогда больше не увидят церковь на своем привычном месте. Но спустя семь лет, в 2015 году церковь начали возводить обратно.

8.

9.

Прошли в местную школу. Сейчас школа закрыта, а последние ученики были переведены в интернат. Печально конечно… Хотя еще в прошлом году здесь учились детишки. Хоть и немного, но все же. А сейчас в здании школы небольшой музей да комната рукоделия — где по вечерам местные женщины на старинных ткацкий станках разного рода пошивом.

10.

После небольшой экскурсии мы вернулись домой. Попили чаю и дальше у нас была свободная программа. Саня пошел ковыряться с машиной — нужно было сделать трапецию и немного перебрать вещи; Александр пошел гулять по деревне пешком; я же, надел лыжи и пошел осматривать деревню с разных ее задворков.
10.

11.

Центральная улица деревни — визитная карточка гражданской архитектуры деревни. Вдоль улицы выстроились огромные дома -усадьбы. Проходя мимо которых ты начинаешь понимать суть слов : мой дом — моя крепость.
«Дом- это первое организованное пространство, в которое человек погружается с момента своего рождения и которое обживает, осваивает и переустраивает все время своего существование в нем…
Для взрослого человека дом означал широкий круг понятий: кров, семью, некое определенное место на земле, в этом смысле «дом» традиционно используется как синоним родины.»

12.

В Кимже сохранилось очень много домов пяти и шестистенков.
13.

14.

Прогулявшись в который раз по центральной улице, спускаюсь к реке. Хочу пройти по руслу реки вдоль деревни.
15.

С реки есть тоже на что посмотреть. А если понимать, что автомобильные дороги в этот край пришли совсем недавно, то исконный вид на деревню открывался именно с реки.
16.

Погода тем временем совсем испортилась, пошел мелкий снег, и намеки на улучшение погоды окончательно пропали. От одного конца деревни прошелся в другой. На реке есть лунки — где местные жители набирают воду.
17.

Нет -нет а солнце порой пробивалось сквозь пелену плотных облаков. И надежда на то, что погода разгуляется с новой силой теплилась в душе.
18.

19.

20.

Дом двор Сафоновой Нины Александровны 1919 год. На территории участка стоит старый обетный крест. «Деревянные кресты — это уникальные источники по многообразию возможных в них изучения аспектов. Они могут быть рассмотрены как памятники архитектуры, крестьянской письменности, культа, навигационные знаки поморов (жителей побережья Белого моря), которые были нанесены на навигационные карты. И хотя не велики они в сравнении с церковью или колокольней, велика сила их эмоционального воздействия на человека.
Деревянные кресты часто называли обетными, хотя значения и случаи, по которым они ставились, гораздо шире. Они могли действительно возводиться по обету — это своего рода благодарность Богу По рассказам моряков, в опасные для жизни моменты, выйдя на берег живыми, они ставили обетный крест на берегу моря или в непосредственной близости от места спасения. Так же они могли возвести крест у себя в деревне, около дома. Этот суровый поморский обычай, связанный с особыми условиями жизни и труда, нашел отражения в поговорке: «Кто на море не бывал, тот Бога не маливал».
Другим поводом для установки крестов служили болезни. Самой распространенной формой обета, было обещание жертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. Причем чем тяжелее болезнь или серьезней опасность, от которой удалось избавиться, тем длиннее отрез дарственной материи.

21.

Дальше, в дали я увидел большой, одиноко стоящий крест в поле, какими-то задворками пошел к нему. Я думал, что это какой-то старинный обетный крест, стоящий на краю деревни, но как оказалось потом, что это чья-то могила. Но, тем не менее, крест был весьма интересный, с вырезанными письменами.
22.

23.

24.

25.

По глубокому снегу, с задворков деревни я пошел к двум мельницам — еще одной достопримечательности Кимжи. Снега в поле намело действительно не мало, даже в охотничьих лыжах, порой проваливался по колено в пухлый снег. Не спеша дошел до мельниц. Особое обаяние Кимже придают две мельницы, стоящие на угоре за деревней. В конце 19-ого века мельниц в Кимже было десять, до 21-ого века дошла одна полуразрушенная и одна наполовину разобранная. На первой ещё в колхозные времена до 50-ых годов мололи зерно, вторую же хозяин наполовину разобрал за ненадобностью.
26.

Раньше мельницы были в каждой деревне, а в зажиточных сёлах вроде Азаполья было по двенадцать-пятнадцать ветряков. Однако в двадцатом веке мельницы оказались никому не нужны. Они ветшали, рушились, разбирались. Первыми отлетали в суровые северные ветры крылья, за которыми уже не следили, следом за ними слетала крыша. Снег начинал попадать внутрь амбара, нижние доски гнили и в итоге амбар рушился с ряжи. Падение с такой высоты обычно полностью его разламывало, и он разбирался на дрова. Такая незавидная участь постигла десятки Мезенских мельниц. Однако Кимженским мельницам повезло больше.
27.

Их судьба сложилась по-разному. Старшая мельница – Дерягинская (мельницы принято называть по фамилиям владельцев) была построена в 1897 году. На ней ещё в 50-ые года 20-го века мололи зерно. До 21-го века она дошла без крыльев и с прорехами в крыше, как и все мельницы. Однако, начиная с 2007 года, Кимжа начинает восстановление мельницы. Мельница восстанавливалась под руководством Александра Никоновича Давыдова, историка краеведа из Архангельска, восстановившего мельницу из деревни Калгачиха в Малых Корелах и возродившего колокольные звоны и коллекции по всей стране, и реставраторов из Голландии, реставрировавших, в том числе, знаменитый Киндердейк.
28.

Младшая мельница – мельница Воронухина, была построена в 1934 году. Раньше считалось (и написано в книгах), что мельница была не достроена мастером, однако потом выяснилось, что мельница была достроена и работала, но две мельницы были не нужны и её амбар почти полностью разобрали. Остался лишь пол амбара, который нещадно гнил, и высокая ряжа со столбом мертвяком. В 2015-ом году столб был заменён на новый, под ряжу подложен бетонный фундамент, а на ряжу поставлен новый амбар. В новом амбаре разместился музей мельниц, где рассказывается об истории восстановления Дерягинской мельницы и даются сведения о мельничном устройстве. Т.к. мельница является музейной, то она не функциональна: крылья плоские, амбар жёстко закреплён на ряже (хотя в теории всё сделано верно, сужения есть, и это полноценное сцепление, не бутафорское), лестница закреплена на земле. Внутри нет механизма, кроме махового вала.
Музейную мельницу нельзя считать исторической (кроме ряжи конечно), однако на всех видах Кимжи теперь две мельницы и Кимжа наравне с недалёким Погорельцем единственные две деревни в России с двумя мельницами столбовками.» (Для тех кто заинтересовался вот ссылка на полный текст про мельницы http://visitkimzha.ru/tosee/kimzha/windmills)

Забрался на одну из мельниц. Сверху открывается красивый вид на деревню.
29.

Мое кольцо по осмотру деревни закончилось. И я пошел обратно в сторону дома. Тем более, что желудок настойчиво требовал подкрепления.
30.

К моему приходу, Александр уже вернулся в избу и отдыхал. Саня, уже почти закончил ремонт машины и перетряхнул наше барахлишко. Мы пообедали, кормят тут от пуза и очень-очень вкусно. Не знаю, правда или нет, но нам сказали, что вся еда готовилась в русской печи. Наверно похоже на правду — ведь было и вправду очень вкусно. После нашего запоздалого обеда на улице начало пробиваться солнце. Мы с Саней одели лыжи, и пошли гулять по деревне. Пошли почти тем же маршрутом как я гулял чуть ранее. Ниже фотографии того же маршрута, но с солнцем.
31.

32.

33.

34.

Тем временем на деревню спустились сумерки. Небо совсем очистилось от туч, начал крепчать морозец.

35.

36.

37.

38.

39.

После прогулки нас ждала баня. Баня была любезно предоставлена местным жителем Андреем, а вот как по-батюшке уже и не помню. В общем, пар был «добрым», попарились просто замечательно. После прогулок по деревни и бани разморило не на шутку. Но мы все же нашли в себе силы, чтобы вечерком еще раз пройтись по деревне. Вечерние фото выложу отдельным постом.
40.

Утро следующего дня было ранним. За окном вовсю светило солнце… Как по закону подлости, как уезжать так стала хорошая погода. Я не мог просто вот так взять и уехать. Поэтому быстро позавтракав, схватил фотоаппарат и пошел быстрым шагом прогулять еще раз по деревни. В принципе далее все те же фотографии только в более красивую погоду.
41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

А еще в Кимже есть самый старый дом на Мезени. Дом-двор Федора Сафонова. Срубленный в 1849 году. Дом расположен, как это и положено жилищу богатого кимженского крестьянина, в центре деревни, около церкви. Дом представляет собой шестистенок-двойню на высоком подклете. Изба-двойня представляет собой два самостоятельных сруба плотно прижатых друг к другу, имеющие общие сени и одну общую крышу.
Дом обшит тесом и окрашен в зеленый и красный цвет. Причем такая внешняя отделка существовала с конца 19 века. А еще на охлупень украшен лосиными рогами.
49.

Еще один старинный дом, в Кимже с сохранившимся взвозом. Но тут можно заметить крышу на курицах и деревянный водосточный желоб.
50.

51.

А еще в Кимже вас встретят собаки. Добрые и не очень, готовый вас облаять по любому поводу.
52.

Много жителей Кимже ушли на фронт во время Великой Отечественной войны… Многие не вернулись. О ветеранах напоминают звезды, прикрепленные к торцам бревен.
53.

Кимжа оставила очень приятное впечатление. Главное, что люди хотят, чтобы к ним приезжали туристы. Открыт гостевой дом, так же можно поселиться и у местных жителей. Туристический потенциал у Кимжи велик. Здесь есть старина, на которую можно не только посмотреть, но и прикоснуться к ней – Одигитриевская церковь, огромные крестьянские дома и мельницы. Великолепная природа, есть что посмотреть и в окрестностях. Так что если подойти грамотно к реализации туристического проекта, то Кимжа может создать конкуренцию тому же Кенозеру. Но Кимжа дальше и в нее труднее попасть… А время идет и старина погибает. Быть может еще пару десятков лет, Кимжа станет известной, но вот посмотреть на подлинные достопримечательности будет проблематично… Так что, всем любителям Русского Севера настоятельно рекомендую приехать в Кимжу, да не на один день, а на день-два или три. Ведь здесь хочется именно пожить, проникнуться местом и неспешно побродить по деревенским улочкам.
Наш визит в Кимже подошел к концу. Нам пора ехать дальше – впереди нас ждет тундра и затерянные в ней поселки Несь и Мгла.

Еще отчеты по Кимже.

1 — Кимжа зарисовки
2 — Кимжа — после захода солнца