Путешествие во Мглу. Эпилог.

После любого большого путешествия я описываю какой-то положительный или не очень опыт. Ведь за это время чему-то научился, что-то понял. С этими мыслями я всегда делюсь с читателями. Это путешествие не стало исключением, наоборот, всякого рода опыта было не мало из которого можно вынести что-то. После путешествия во Мглу, появилось много опыта и мыслей. Я не открою каких-то новых истин, все это банально просто и любой опытный путешественник об этом знает. Но мало ли, наш опыт, и какие-то мои мысли помогут кому-то.
Итак, что же мы вынесли из этого путешествия?

Предыдущие части:

Часть 1- По дороге на Север
Часть 2 — Вдоль реки Пинега (Сульца, Городецк, Явзора, Веркола, Новый Путь и Ёркино.)
Часть 3 — Вдоль реки Пинега (Шардонемь, Карпогоры, Шотогорка, Погост Чикинский, пещера Колугорская Троя)
Часть 4 — Оленеводы
Часть 5 — Деревня Кимжа
Часть 6 -Тундра
Часть 7 -Деревня Мгла
Часть 8 -Северное сияние или когда ночью не до сна.
Часть 9 — Несь
Часть 10 — Долгощелье
Часть 11 — Лампожня
Часть 12 — Жердь, Петрова и Березник.
Часть 13 — Погорелец.
Часть 14 -Кольчемгора и Б.Нисогора
Часть 15 — По пути домой.
Часть 16 -2013-2019 Осень-Зима

Несмотря на наш жесткий формат путешествия, где мы жили в машинах, кушали на улице, в мороз, под снегом, когда пища была только двух видов: обжигающая рот или же холодные куски. Туалет как вы понимаете тоже был на улице, и вот несмотря на весь этот экстрим я понял, что это путешествие было одним из лучших, может быть самым лучшим по воспоминаниям и эмоциям.

И если по пути домой на вопрос о еще одной зимней поездке в том же формате, я бы задумался, то по прошествии некоторого времени, все эти тяготы и лишения вспоминались уже с улыбкой, ну а вскоре, мы уже начали планировать новый зимний маршрут по Северу. К сожалению следующая зима стала аномально теплой, и наше путешествие пришлось отменять и переносить на будущий год.

Стоит ли ехать зимой на Север, что там можно увидеть? Ехать однозначно стоит! Вопреки всеобщим стереотипам, что путешествовать лучше всего летом, но и зимой здесь по своему красиво. Жители больших городов могут увидеть настоящую русскую зиму и белый снег, который не загажен реагентами. Понять почему зима это великолепное и самое красивое время года! Если повезет можно увидеть северное сияние! А еще здесь можно зимой проехать тысячу километров и ни разу не воспользоваться омывателем стекла и машина будет такой же чистой как в начале «белой дороги»

1.

Когда лучше всего ехать? Многие подумают, что для этого как раз подходят новогодние праздники. Но нет. Новогодние праздники, как раз не самое лучшее время для зимних путешествий по Северу и вот почему. Во-первых, на Севере в январе короткий световой день, все же помнят про полярную ночь? Так вот на широте Архангельской области в январе долгота дня чуть больше четырех часов, а вот в конце февраля, начале марта долгота дня уже приближается к семи часам. Во-вторых, это дороги. В начале января, банально могут не встать ледовые переправы, а как мы помним в тех краях мостов почти нет, разве, что в крупных городах… Летом через реки налажены или понтонные переправы, либо ходит паром — зимой налаживают ледовые переправы. А в конце февраля, как правило, ледовые переправы и зимники уже открыты. И в третьих это морозы — в январе попасть в бодрящую свежесть в виде -40С, на недельку и более, гораздо легче чем в марте, хотя и в марте может поддавить за -40С, но это как парило ночью и не надолго, а днем на солнце уже более комфортно.

2.

Про одежду я писать не буду, тут и так понятно, теплой одежды мало не бывает. Но хотел обратить внимание, чтобы не получилось как у меня. Если планируется активные прогулки, нужно чтобы одежда была легкой и отводила влагу… У меня такой одежды нет, и я второй раз подряд попадал, когда надо идти на лыжах в радиалку, и приходилось одевать тулуп и ватные штаны — мало того, что вся эта одежка очень тяжелая, так и после получаса ходьбы на лыжах становишься весь мокрый от пота. Но если эстетические моменты можно опустить, то вот если тебя просквозит и ты заболеешь, вот это будет ощутимой проблемой как для тебя, так и для команды в целом.

Еще у меня проблемы была с обувью. Снега в этом году было много, и поэтому когда надо было выскочить из машины, что-то снять, сделать фото или видеосъемку и я проваливался по колено в снег, и это снег благополучно засыпался ко мне в валенок или сапог. Это весьма неприятно, а если это повторяется неоднократно, то обувь становится сырой, а потом на морозе, она быстро промерзает и ты начинаешь мерзнуть. А нет ничего хуже, когда у тебя сырые и холодные ноги. Еще у меня был момент такой: я стал замечать, что у меня мерзнут пятки в валенках. Оказалось что при ходьбе на лыжах, между резиновой галошей и валенком набивался снег. Снег под моей массой очень хорошо трамбовался, потихоньку начинал таять. Пятка валенка становилась сырой, и нога начинала сильно мерзнуть. По-хорошему для таких поездок нужна хорошая обувь, которая стоит не мало, а если такое путешествие раз в жизни, или раз в год? То наверно проще купить специальные бахилы. Бахилы можно одеть на те же валенки, они плотно притягиваются в районе колена, тем самым снег не попадает во внутрь обуви, и проблемы с влагой и замерзанием отпадают. Хочу так же заметить, что валенки не самая удобная обувь для путешествий на лыжах. Но для любительских лениво-матрасочных путешествий — наверно да, такая обувь может быть уместной. Но в сухих валенках просто шикарно вечером сидеть у костра — ноги совершенно не мерзнут.

Коли я коснулся темы лыж, а это как-никак открытие это поездки, расскажу подробней.

Итак, лыжи. Я тут недавно читал негодование, о том, что зимой очень плохо путешествовать, снег, пройти никуда не возможно и т.д. А я скажу так — зимой прекрасно путешествовать и снег вообще не помеха — просто надо немного подготовиться. Если снегоход для вас несбыточная мечта, мотобуксировщик — тоже зверь неведомый, то остается лыжи! Да, желательно не простые, а охотничьи. Разница охотничьих лыж от простых беговых, в том, что они шире, но меньше в длине, что позволяет придвигаться по глубокому снегу и лучше маневрировать между стволами деревьев.
Хотя опыт прогулок на лыжах у меня был еще зимой 2017 года, когда в Кенозерском НП мы ходили в деревню Глазово, но тогда эта прогулка для меня была не совсем удачной. Может быть из-за того что лыжи были больше в длину и были пластиковые, от чего они больше скользили и идти на них мне было сложно. В этот раз у меня были классические охотничьи лыжи, деревянные и к тому же я не успел их просмолить. И поэтому лыжи были как снегоступы, я спокойно поднимался на них в горку, а с горы они скользили умеренно.
Путешествие зимой без лыж — это дело отчаянных! Посмотреть что либо-будет весьма проблематично. Поэтому лыжи обязательны!

Еще из снаряжения будут весьма кстати солнечные очки и накидка на горло. На Севере много белого снега, и даже в пасмурный день от избытка света приходиться все время щуриться, не говоря уже об солнечных днях. Для горла, такая одежка тоже весьма кстати. Простудить горло, так как и ноги дело весьма простое, и очень печальное.

3.

4.

5.

Что еще хотелось написать? Про вечерние посиделки у костра? Дело это весьма на любителя я скажу. И если сейчас спустя год, я это вспоминаю с улыбкой, то вот ближе к концу нашего путешествия, порядком надоел прием пищи на морозе, когда ты или обжигаешь весь рот горячей пищей, или пытаешься засунуть в желудок холодные куски макарон с тушенкой, или еще какие деликатесы. Но чтобы было не так скучно кушать на морозе еще и металлическая ложка или вилка так и норовит прилипнуть к языку или губам. Когда еду заметает снегом, а ты пляшешь с ноги на ногу. Удовольствия здесь мало, как какой-то экстрим, да неплохо, но все же нужно пробовать обитание, так сказать, и в машине. Ну мало ли запуржит так, что на улице стоять будет невозможно.

6.

Можно сказать еще и про маршрут. Который раз мы наступаем на одни и те же грабли, пытаемся впихнуть невпихуемое. Охватить какие-то нереальные расстояния или объемы за какое-то минимальное время. Конечно же за всем этим стоит время и деньги. Не всегда получается в указанные даты вырваться из семьи или работы, к тому же путешествия по России стали весьма затратным делом. Вот и приходится в маршрут включать по-максимуму.

Мне показалось, что не хватало наверно еще пары дневок. Я бы добавил дневку когда мы ехали по Пинеге, в районе деревни Еркино. Не далеко от деревни есть Едомский погост, к которому мы пытались проехать, но можно было бы прогуляться на лыжах, да и деревня Еркино, очень колоритная, я бы охотно пошлялся бы по ней вечерком со штативом. Вторую дневку можно было бы организовать где-нибудь в тундре, так же на лыжах походить между елок и сосен.
Ну и готовить список достопримечательностей надо бы точнее. Чтобы не получилось как с Кольчемгорой. Как потом оказалось, тот крест с резным распятием оказался не в деревне Шилява, а в деревне Заозерье, поворот на которую мы проехали… Возвращаться в те края ради одного креста? Это очень дорого. Вот поэтому проработка маршрута должна быть лучше.

Как я уже говорил, путешествовать по России дело довольно затратное. Но этому есть решение — попутчик, напарник, компаньон. Наверно не будет лишним написать, что просто найти человека в интернете, на каком-нибудь форуме и поехать с ним в столь непростое путешествие это авантюра, и с большой долей вероятности кто-то из вас из этого путешествия не вернется, или вернется, то совершенно независимо. В моем опыте и такие случаи были, когда один человек умудрился развалить и без того несъезжанный коллектив, когда на маршрут вышло четыре машины, а вернулись мы тремя отдельными группами.

С Сашей мы знакомы давно, еще со времен поездки на Кольский полуостров в 2011 году. После этого мы неоднократно куда-то ездили, и поездки эти были весьма экстремальные. Но даже у нас есть некоторые моменты, в которых мы противоположны, это не просто интересы или убеждения, а физиологические. Температурный режим у разных людей разный. И если один человек вполне комфортно себя чувствует при -15С, то другой, при +15С, может напялить на себя всю теплую одежду и продолжать при этом мерзнуть. И если поедут такие два человека в одной машине — каждый из них будет страдать. Вот так и у нас получилось — Саша любит холод, и в своей безрукавке он щеголял на морозе вполне бодро и комфортно. Я же тоже люблю зиму и мороз, но существовать предпочитаю в более комфортных условиях. Т.е для меня нормально когда в машине жара — печка на полную, в то же время не против прогуляться на морозе. Ну это как в бане, распарился и на мороз, замерз и в парилку. А если учесть что я перед поездкой сильно приболел, и боялся снова застудить не полностью вылеченное горло, то я предпочитал условия более приближенные к Африке. Эх жаль в патруле нет раздельного климат контроля, чтобы одному была Арктика, а другому Африка. Но в любом случае главное компромисс. Но об этом забывать не стоит.

Хотя стоит заметить, что за неделю или две к нам присоединился Александр. До этого мы друг друга не знали и такой расклад событий это чистой воды авантюра. Но у нас получилось поладить, и вся поездка прошла без каких-либо больших эксцессов. И такое тоже бывает — но реже.

7.

8.

В этом путешествии, было какое-то засилье поломок и ремонтов. Да, мелкие, но неприятные. Поэтому мое убеждение стало еще сильней, что человек, который путешествует по е…ям да еще и зимой, должен быть хоть немного механиком. Я не говорю, про навыки съема ГБЦ посреди колеи, но заменить колесо, поменять колодки, заглушить оборванный тормозной шланг, поменять ролики и ремень навесных агрегатов, завести машину если забарахлил стартер, перебрать генератор (привет владельцам 4д56) и т.д — просто обязан. Понимать принцип работы узлов автомобиля, что делать, когда перемерз фильтр, и как его поменять. Многие мне начнут возражать, мол я езжу исключительно на новых машинах которые не ломаются. Ломается все! Конечно шанс что поломается новая машина он меньше, но какому-нибудь бревну в колее, все равно какой тормозной шланг отрывать — на новой машине или на 30 летнем пепелаце, глине с песком все рано какие колодки сожрать — на новой или старой машине. Поэтому надо меть и быть готовым к каким-то мелким ремонтам.

9.

10.

Ну вот наверно и все, что я хотел сказать и показать. Хотя нет, я тут подумал, что было бы интересно сделать небольшой сравнение. Дело в том, что вдоль Пинеги я путешествовал осенью 2013 года, и в этом маршруте мы проезжали частично по тем местам. Было бы наверное интересно сравнить год 2013 и 2019, осень и зиму. Это будет финальный отчет, без букв.
А засим все, спасибо всем кто участвовал в нашем путешествии, и всем сочувствующим. А на зимний Север мы еще вернемся и не раз!

11.